Сенатор-республиканец Джон Маккейн призвал в минувшее воскресенье президента Джорджа Буша не ехать на саммит «большой восьмерки» в Санкт-Петербург. Это мероприятие намечено на 15–17 июля. В МИД России вчера не собирались отдельно реагировать на выступление сенатора. Как выразился один из дипломатов, «на каждый чих не наздравствуешься».
Действительно, по мере приближения июльской встречи G8 волна критики из-за океана стабильно увеличивается. Наверняка неприятные для Москвы заявления будут все чаще звучать и дальше, осторожные – из Белого дома и Госдепа, более резкие – с Капитолийского холма и из экспертных кругов.
Джон Маккейн – потенциальный кандидат на пост президента на выборах 2008 г. По его словам, президент Путин ущемляет права граждан своей страны, притесняет СМИ, Кремль также поддержал «авторитарного» Александра Лукашенко и недостаточно сотрудничает с США в разрешении иранской ядерной проблемы.
«Нам нужно каким-то образом реагировать, – заявил Маккейн в эфире телеканала Эн-би-си, – проявления демократии в России сейчас очень слабы. И я подошел бы к этому очень жестко». Сенатор вспомнил знаменитое высказывание своего президента о Владимире Путине. После первой встречи Путина и Буша в июне 2001 г., американский лидер признался, что заглянул в душу российского коллеги и понял, что тот «очень прямой и заслуживающий доверия» человек. «Мы все порой говорим глупости... Уверен, что президент переменил свое отношение в свете последних шагов Путина», – отметил Маккейн.
Вашингтон все чаще упоминает о своей разочарованности шагами Москвы. Так, 29 марта об этом говорила госсекретарь Кондолиза Райс. Прежде всего это касается нового закона об НКО. США, по словам Райс, планируют «продолжать оказывать давление, чтобы Россия двигалась в направлении нормального демократического развития». Ранее глава американской дипломатии высказывалась против исключения РФ из Совета Россия–НАТО и G8. Между тем в своем выступлении на прошлой неделе Буш выражал опасения, что публичное порицание российского президента может привести к тому, что тот просто перестанет прислушиваться к замечаниям. Кроме того, Буш подтвердил, что поедет в Санкт-Петербург.
До какой степени США готовы критиковать Россию? На Смоленской-Сенной обратили внимание на возросшую активность американской критики в марте: в начале прошлого месяца под визит министра иностранных дел Сергея Лаврова в США там появился доклад ведущего мозгового центра – Совета по внешней политике – с критикой в адрес России. Затем американские СМИ распространили информацию о том, что российская разведка якобы помогала режиму Саддама Хусейна на начальной фазе американского вторжения в Ирак. Также вышла статья об Америке, способной уничтожить российский ядерный арсенал. Далее последовало неожиданное для Москвы письмо с перечислением требований, имеющихся у Вашингтона к России в рамках процесса присоединения последней к ВТО.
Пока Москва «переваривает критику». На Смоленской-Сенной подчеркивают, что на всех уровнях российско-американские отношения «развиваются абсолютно нормально». Последнее заявление Маккейна в МИД России «НГ» прокомментировали так: «Не все политические силы в США рады развитию наших отношений. Саммит «Группы восьми» в Санкт-Петербурге воспринимается ими как хороший повод, чтобы вылить грязь на Россию. Тем не менее подготовка к нему идет своим чередом».
Наблюдатели отмечают, что бойкотировать саммит лидеры G8 уже не смогут – слишком поздно. Но Москва может столкнуться с неприятными сюрпризами. Так, газета «Файнэншл таймс» предположила, что лидеры «восьмерки» могут встать в Санкт-Петербурге из-за стола, не дождавшись подачи десерта. А президент Буш вообще мог бы бойкотировать банкет в честь открытия встречи в верхах. Между тем один из ведущих американских специалистов по России Андерс Ослунд предложил членам G7 вступиться за российскую демократию и суверенность бывших советских республик еще на пути в Северную столицу. По мнению Ослунда, мини-саммит G7 можно провести в Вильнюсе.
Любопытно также недавнее замечание советника американского президента по национальной безопасности Стивена Хэдли: «На данный момент участие в саммите «большой восьмерки» имеет большую ценность (для США), отчасти потому, что это потребует от русских ответить на ряд жестких вопросов – не с нашей стороны, а со стороны международного сообщества».