Что делать с Чавесом? Этой проблемой вновь озаботились в руководстве американской администрации после того, как президент Венесуэлы в своем недавнем выступлении в университете Сан-Андреас, ведущем вузе страны, призвал не мешкая покончить с «североамериканской империей».
Первым прореагировал Пентагон. Главком Южного командования вооруженных сил США Бейнтс Крэддок выступил с призывом определять боливарианскую революцию как «радикальный популизм», который с точки зрения безопасности должен быть приравнен к терроризму и наркотрафику.
Эту же линию отражает очередной доклад Министерства обороны о Стратегии национальной безопасности США. В нем Венесуэла упоминается в одном ряду с Ираном, Северной Кореей, Сирией и Кубой. Об этом же речь шла на недавних слушаниях в Сенатском комитете по вооруженным силам. Высокопоставленные американские военные жалуются на вмешательство Венесуэлы в политико-избирательные процессы на континенте и предлагают создать своего рода «санитарный кордон», препятствующий проникновению туда венесуэльских нефтедолларов.
Чавес открыто поддержал мятежного подполковника Ольянту Умалу, выставившего свою кандидатуру на пост президента Перу, и нелицеприятно отозвался о его основной сопернице из лагеря христианских демократов Лурдес Флорес. Нынешний президент Перу Алехандро Толедо назвал эти действия вмешательством во внутренние дела суверенного государства. Сама Флорес резко прореагировала на язвительные замечания Чавеса: «Слава богу, моя страна ясно и с благоразумием отреагировала, заявив: нет, в перуанских делах мы разберемся сами. Не суйтесь сюда, никто вас не приглашал». Как проявление косвенного вмешательства рассматривают поставку Венесуэлой горючего по льготным ценам ряду департаментов Сальвадора, находящихся под контролем левой оппозиции. Подписание соглашений с оппозиционными властями регионов Чавес объяснил тем, что власти Сальвадора «все еще верят в американскую мечту» и поэтому отказываются сотрудничать с Венесуэлой.
Если Чавес не стесняется в выборе выражений в высказываниях о США и их лидерах, то ни в чем не уступает ему американский министр обороны Дональд Рамсфелд. Шеф Пентагона недавно сравнил венесуэльского президента с Адольфом Гитлером и заявил, что последний «тоже пришел к власти легитимным путем – посредством выборов».
Что касается Госдепартамента США, то его руководители ведут себя в спорах с Чавесом более сдержанно, хотя и критично. Так, Кондолиза Райс неоднократно называла Венесуэлу «вызовом для демократии на Американском континенте». Недавно госсекретарь связалась по телефону с коллегами из Австрии, Испании и Бразилии и выразила «обеспокоенность» ситуацией в Венесуэле, в частности «зажимом демократии». Предметом особой озабоченности возглавляемого Райс ведомства остаются двусторонние отношения в области нефти. Нелишне напомнить, что Венесуэла обеспечивает 11% потребляемого США углеводородного сырья.
На днях посол США в Венесуэле Уильям Броунфилд в интервью известному публицисту Роберто Джусти особо неодобрительно высказался по поводу тесных иранско-венесуэльских связей. «В настоящее время Иран представляет для США озабоченность в области стратегической безопасности, – заявил дипломат. – Это не значит, что Венесуэла, как и любая другая из 191 страны мира, не обладает абсолютным и суверенным правом укреплять отношения с кем угодно. Но никто не должен удивляться, если мое правительство, рассматривающее ряд политических шагов в отношении Ирана, в час выработки стратегии национальной безопасности примет во внимание эти отношения».
В связи с усилившейся полемикой между Вашингтоном и Каракасом обозреватель венесуэльской газеты «Универсаль» Альберто Гарридо приходит к выводу: «Для Чавеса наступил решающий момент». Не исключено, что в этом отразились расчеты венесуэльской оппозиции на усиление внешнего давления на Уго Чавеса с прицелом на декабрьские выборы 2006 года. Не случайно в своем материале комментатор противопоставил подходы Пентагона и Госдепартамента, назвав позицию Государственного департамента «флегматично-индифферентной». Но, судя по всему, взвешивая совокупность «за» и «против», Вашингтон пока еще не принял окончательного варианта долгосрочной стратегии касательно страны, вызывающей раздражение.