В преддверии заседания Совета Безопасности ООН Тегеран впервые назвал конкретные шаги, которые он предпримет в случае принятия международных санкций. В минувшую субботу глава МВД ИРИ Мостафа Пор Мохаммади четко дал понять, что страна готова оставить глобальный рынок не только без иранских нефти и газа, но и перекрыть Ормузский пролив. По этому узкому водному пути из Персидского залива проходит до 90% экспорта ведущих поставщиков черного золота – Саудовской Аравии, Кувейта, ОАЭ и Ирака.
Тем временем МИД Ирана заявил о снятии с повестки предложения Москвы о создании СП по обогащению урана на территории России.
«Если вопрос нашей ядерной программы будет политизироваться, мы используем все средства. Мы богаты энергетическими ресурсами. Мы также контролируем крупнейший и наиболее уязвимый энергетический маршрут в мире», – цитирует слова министра агентство ИРНА. Наблюдатели отмечают, что ранее угрозы иранцев носили более общий характер. Так, в минувший четверг президент ИРИ Махмуд Ахмадинежад предупредил, что Запад пострадает больше, чем его страна, если попытается блокировать иранскую ядерную программу.
По данным Министерства энергетики США, в случае закрытия Ормузского пролива придется экспортировать нефть и газ по трубопроводам через территорию Саудовской Аравии. Это более затратный и, возможно, опасный маршрут, учитывая, что в Саудовской Аравии наблюдается всплеск террористической активности.
В ближайшие дни должно состояться первое заседание СБ ООН по иранскому ядерному досье. Россия и Китай, обладающие правом вето, не намерены рассматривать перспективу введения санкций против ИРИ, в то время как Великобритания, Франция и США такой возможности не исключают. Как полагают дипломаты, Совет Безопасности, вероятно, пока ограничится призывом к Ирану вернуться к мораторию на ядерную деятельность, а также обяжет МАГАТЭ проконтролировать соблюдение данного решения.
Тем временем вокруг иранского вопроса вспыхнул скандал в израильском военно-дипломатическом истеблишменте. Бывший начальник генерального штаба Армии обороны Израиля Моше Яалон в минувший четверг заявил, что у Израиля есть конкретная программа военной операции против Ирана. «Израиль в состоянии нанести существенный урон иранскому ядерному потенциалу, – заявил Яалон. – Атака может быть еще более хирургически точной, нежели точечные ликвидации террористов».
По мнению Яалона, Ирану потребуется от полугода до полутора лет, чтобы обрести ядерный потенциал, но военная операция может отодвинуть реализацию ядерной программы на несколько лет. «Очевидно, что Иран ответит на такую атаку ударами ракет «Шехаб» и «Скад» по территории Израиля, однако в нашем распоряжении система ПВО «Хец», – отметил бывший начальник генштаба.
Министр обороны Шауль Мофаз и министр иностранных дел Ципи Ливни охарактеризовали слова Яалона как «неуместные» и «безответственные». А и.о. премьер-министра Эхуд Ольмерт коснулся проблемы в целом. «Израиль является частью международной коалиции, действующей против ядерного вооружения Ирана. Израиль не собирается действовать в одиночку и заинтересован в том, чтобы международное сообщество воспрепятствовало реализации ядерной программы Ирана», – сказал он.
В интервью «НГ» доктор Дан Шапиро из Иерусалимского университета заявил, что в вопросе Ирана Израилю следует держаться в стороне. Нагнетая напряженность в отношении ИРИ, Израиль играет на руку Тегерану. Некоторые спецслужбы полагают, что Ахмадинежад провоцирует Израиль на неадекватные шаги, которые повлекут за собой ответный удар Ирана по Израилю. Кроме того, агрессивные шаги против Ирана позволят Ахмадинежаду ликвидировать тысячи своих политических противников внутри страны и укрепить режим, который на фоне американо-израильской угрозы может просуществовать еще очень много лет, считает Шапиро.
Иерусалим
Иранское руководство может уйти под землю
По приказу иранских лидеров в Тегеране построен секретный подземный командный центр, сообщила вчера британская «Санди телеграф». Комплекс комнат и офисов, расположенный в северном районе столицы, может служить подземным убежищем и штабом для лидеров при усилении военной напряженности. Недавно построенный объект соединен туннелями с правительственными учреждениями. Данный комплекс – часть плана иранского руководства по переносу большего количества операций под землю. Охрану при разработке системы подземных учреждений и туннелей на объектах, рассредоточенных по всей стране и предназначенных для осуществления научных исследований и практических работ по ядерной и ракетной программе страны, обеспечивают элитные подразделения Корпуса стражей исламской революции. Стратегия строительства подземных сооружений предполагает сокрытие определенных аспектов деятельности страны от спутникового наблюдения и международных инспекторов. «Спускаясь под землю, иранские лидеры явно показывают, что готовятся к столкновению», – заявил Алиреза Джафарзадех, высокопоставленный представитель Национального совета сопротивления в Иране.