– Как бы вы охарактеризовали нынешний уровень отношений между РФ и КНДР? Как вы оцениваете роль и место России в механизме шестисторонних переговоров? Как обстоят дела по строительству Транскорейской железнодорожной магистрали?
– Прежде всего что касается нынешнего уровня отношений между КНДР и РФ, то он весьма замечателен. Сегодня корейско-российские отношения продолжают развиваться при особом внимании лидеров двух стран. Исторические встречи между председателем Государственного комитета обороны КНДР Ким Чен Иром и президентом РФ Владимиром Путиным, которые состоялись в Пхеньяне, Москве и во Владивостоке в 2000, 2001 и 2002 годах, открыли новую страницу в развитии традиционных отношений между КНДР и РФ. В последние годы между нашими странами состоялись взаимные обмены делегациями высокого уровня, и, таким образом, получают развитие отношения дружбы и сотрудничества по различным сферам.
Мы дорожим отношениями с близким добрым соседом Россией. Развитие корейско-российских отношений полностью отвечает стремлениям и интересам двух народов, кроме того, оно вносит вклад в дело мира и стабильности в Северо-Восточной Азии. Еще более укреплять и развивать традиционные корейско-российские отношения – это наша незыблемая позиция. Мы уверены, что в будущем отношения между странами получат дальнейшее динамичное развитие на основе духа Совместной декларации КНДР и РФ, Московской декларации, подписанных лидерами двух стран, а также Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между КНДР и РФ. За минувшие годы Россия прилагала много усилий, чтобы осуществить план модернизации корейской железной дороги. Обе наши страны должны в будущем осуществить этот план в соответствии с духом ранее достигнутых договоренностей и, таким образом, еще более развивать экономическое сотрудничество.
Наши страны оказывают друг другу поддержку и взаимно сотрудничают на международной арене. Нам хорошо известна позиция России, которая прилагает усилия по урегулированию ядерной проблемы на Корейском полуострове за столом переговоров мирным путем. Мы отдаем должное за это России.
– Есть ли, на ваш взгляд, перспектива возобновления очередного раунда шестисторонних переговоров в ближайшее время? Если да, то могут ли они завершиться конкретным результатом, имея в виду в первую очередь достижение соглашения между КНДР и США?
– Денуклеаризация Корейского полуострова – наша конечная цель. Неизменна и последовательна наша позиция – выполнять положения Совместного заявления, с таким трудом согласованного по итогам четвертого раунда шестисторонних переговоров. Однако после принятия Совместного заявления США открыто нарушают дух заявления и еще более усиливают давление против нашей республики, создавая серьезные препятствия в продвижении шестисторонних переговоров.
«Версия о незаконной торговле» и последовавшие за ней финансовые санкции против КНДР по сути своей являются своего рода кампанией заговора, нацеленной на «свержение режима» в КНДР и достижение «первоочередного демонтажа ядерной программы». Нет никаких оправданий финансовым санкциям США, опустившим шлагбаум на пути выполнения Совместного заявления по итогам четвертого раунда шестисторонних переговоров.
Неизменна наша воля к выполнению Совместного заявления шестисторонних переговоров. Мы готовы в любое время идти на переговоры, если будут устранены камни преткновения на пути продвижения шестисторонних переговоров и выполнения Совместного заявления.
– Есть ли перспектива для дальнейших консультаций между Пхеньяном и Токио относительно нормализации отношений? Не рассматриваете ли вы возможность до решения проблемы официального двустороннего признания установить с Японией постоянные контакты на высоком уровне?
– Нормализация отношений между КНДР и Японией полностью зависит от подходов Токио. Главным препятствием является то, что Япония все еще не раскаивается надлежащим образом за свои прошлые преступления перед нашим народом и старается уходить от вопроса подведения черты под прошлым, прикрываясь экономическим сотрудничеством. Японии следовало бы разумно посмотреть на течение времени и добросовестно раскаяться и подвести черту под своими прошлыми преступлениями, отказаться от враждебных акций против КНДР, в том числе по ядерной проблеме на Корейском полуострове. И только тогда она будет признана как «полноправный член международного сообщества», будет также успешно решена проблема нормализации отношений между КНДР и Японией.
– Как вы оцениваете нынешний уровень контактов между Севером и Югом Кореи?
– Объединение родины – это актуальная общенациональная задача корейского народа. Ким Чен Ир, лично встретившись в июне прошлого года со спецпосланником президента Юга и бывшими участниками межкорейского саммита, дал программные указания по самостоятельному решению вопроса объединения страны «собственными силами корейцев». Совместная декларация Севера и Юга от 15 июня по итогам межкорейского саммита является Декларацией национальной самостоятельности, Декларацией против войны и за мир, Декларацией великой национальной консолидации. Под знаменем Совместной декларации от 15 июня все соотечественники вели отважную борьбу за национальную самостоятельность, против войны и за мир, за объединение и патриотизм, открыв тем самым новую страницу в истории движения за объединение. В прошлом году впервые за всю историю раскола нашей нации в обеих частях Кореи проходили крупные мероприятия в рамках фестиваля объединения с участием не только рядовых граждан, но и представителей властей. Кроме того, приобрели беспрецедентно оживленный характер диалог, контакты и обмен в различных сферах. Знаковые события прошлого года, запечатлевшиеся в истории движения за объединение, продемонстрировали необыкновенную притягательную силу и жизненность идеала «собственными силами корейцев». Никто на свете не в силах воспрепятствовать мощному потоку к объединению нашей нации. Весь корейский народ будет и в наступившем году энергично вести патриотическое движение за объединение, против войны и за мир, за великую национальную консолидацию, вновь демонстрируя мощь нашей нации.