Глава Росатома Сергей Кириенко в минувший уикенд посетил Бушер, где при российском содействии строится первая в Иране атомная электростанция. Накануне в Тегеране прошли переговоры российской делегации с представителями правительства Исламской Республики, на которых России были обещаны новые контракты на блоки АЭС и другие перспективные заказы. Со своей стороны, иранцы настойчиво интересовались у Кириенко сроками пуска Бушерской АЭС в строй. О графике завершения работ Кириенко должен сообщить иранцам в конце поездки.
Переговоры, которые Кириенко провел накануне с коллегой по председательству в российско-иранской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, министром экономики и финансов Ирана Давудом Данешджафари, выделялись своей подчеркнуто оптимистической направленностью. Иранцы не только проявили готовность к расширению связей (ныне товарооборот между двумя странами достиг 2 млрд. долл.) и новым закупкам (в том числе самолетов и автотранспорта), но и высказались за создание «штаба» по развитию этих связей. От ИРИ в него войдут вице-премьер Ирана, министр экономики и финансов, глава МИД и министр обороны Ирана.
Вместе с тем встреча Кириенко с вице-президентом Ирана, главой Организации по атомной энергии Голям Реза Агазаде не дала видимого продвижения по другой важной теме обсуждений между Москвой и Тегераном – вопросу о создании в России совместного предприятия по обогащению урана. Сам глава Росатома ограничился замечанием, что переговоры идут непросто, и предложил «не торопить события».
В последующем обе стороны старательно развеивали версию о «политизации» обсуждавшихся тем: иранцы опровергали это суждение применительно к вопросу о российском предложении, а россияне – о Бушерской АЭС.
«Политических препятствий для строительства атомной электростанции в Бушере нет», – заявил Кириенко. По его словам, Россия намерена достроить станцию так быстро, как это позволят сделать технические условия. Специалисты из окружения главы Росатома подчеркивали также, что после подписания ровно год назад договора о возврате в РФ отработанного топлива из Бушера можно совершенно спокойно достраивать станцию, и никто не может считать, что это небезопасно.
Известно, что ядерное топливо для электростанции в Бушере Иран намерен получать из России. Первая партия топлива сейчас находится в Новосибирске. По техническим условиям оно должно быть поставлено на АЭС за полгода до ее физического пуска.
Представители российской делегации не исключают возможности новых контрактов в будущем на сооружение других атомных блоков в Иране. Однако какой-либо срочности в этом не видят, так как впереди «много работы в самой России». По их словам, «заказов хватает: в России предстоит построить несколько десятков атомных блоков».
Как заявил ранее Сергей Кириенко «НГ», российское предложение о создании совместного предприятия по обогащению урана «позволяет Ирану развивать мирную атомную энергетику, а всему миру быть гарантированным, что это не приведет к распространению оружия массового поражения».
«Мы положили на стол переговоров соглашение о том, что Иран может получить доступ к возможности обогащения природного урана через участие в совместном предприятии на территории Российской Федерации, – подчеркнул Кириенко. – Иран сможет гарантированно получать обогащенный энергетический уран, получать свою долю доходов от деятельности этого СП, но не получать доступа к технологиям, поскольку технологии все-таки двойного назначения».