Визит в Россию верховного комиссара ООН по правам человека Луизы Арбур завершился поездкой в Санкт-Петербург. Но встретиться с губернатором Северной столицы Валентиной Матвиенко Луиза Арбур не смогла из-за болезни градоначальницы. В минувший четверг Арбур встречалась в Кремле с президентом РФ Владимиром Путиным, а в пятницу дала пресс-конференцию в Москве.
Перед этим верховный комиссар ООН впервые побывала в Ингушетии, Чечне и Северной Осетии. В ходе поездок по Северо-Кавказскому региону она встречалась как с официальными лицами, так и с представителями местных неправительственных организаций и беженцами. По словам Арбур, она в целом довольна результатами поездки, но ее очень обеспокоили проблемы, связанные с миграцией как в Россию, так и внутри ее, а также ситуация в Чечне.
«Самонадеянно было бы с моей стороны заявлять, что я теперь полностью владею ситуацией на Северном Кавказе, – заявила на пресс-конференции Луиза Арбур. – Но из Чечни я уехала с явным ощущением того, что чеченское общество не совершило переход от власти силы к власти закона». Комиссар отметила, что все больше полномочий по управлению республикой передается чеченским властям, и это, как она полагает, положительный момент. Между тем, отметила Арбур, «есть серьезная озабоченность в отношении некоторых явлений, которые присутствуют в Чечне, а именно широко распространенная практика применения пыток милицией для получения признательных показаний и запугивание тех граждан, которые выступают с жалобами против официальных лиц». Отвечая на вопрос корреспондента «НГ» о том, какая реакция последовала от чеченских властей на утверждение Луизы Арбур о применении пыток в республике, верховный комиссар заявила, что чеченские лидеры пообещали расследовать подобные инциденты: «При этом меня попросили предоставить конкретную информацию и имена. Но я не намерена разглашать источники, если люди добровольно не пожелают выступить со своими обвинениями».
Луиза Арбур поддержала предложение ООН о проведении видеосъемок получения признательных показаний правоохранительными органами Чечни. «Это не значит, что на видеокамеру будут специально записываться сцены применения незаконных методов при допросах, – сказала Арбур. – Но если суды не только в Чечне или России, но и в других странах при принятии решений будут руководствоваться только теми признательными показаниями, которые подтверждены наличием видеозаписи, они повысят к себе доверие. И это поможет снизить количество случаев применения незаконных методов милицией, а также защитить саму милицию от необоснованных обвинений».
На вопрос о том, какое впечатление на нее произвело правительство Чечни, верховный комиссар ООН сказала, что она общалась с делегацией, а не с отдельными лицами, поэтому ей сложно говорить об этом. Опровергла она и информацию о том, что и.о. премьер-министра Чечни Рамзан Кадыров разговаривал с ней на повышенных тонах: «Во время встреч в Чечне я не услышала ничего, что могло бы быть воспринято как оскорбление».
Заметим, что на «боевом посту» на Северном Кавказе верховного комиссара ООН сменил комиссар Совета Европы по правам человека Альваро Хиль-Роблес. Он посетил СИЗО в Чернокозово, где содержатся подозреваемые в участии в незаконных вооруженных формированиях, и отметил, что ситуация здесь изменилась в лучшую сторону. Кроме того, еврокомиссар призвал боевиков сложить оружие, так как «необходимо покончить с вооруженной борьбой и научиться строить мирную жизнь».
На это заявление тут же отреагировал эмиссар чеченских сепаратистов Ахмед Закаев, заявив, что «европейские структуры идут на поводу у российского руководства» и что они «должны более активно вмешиваться в процесс урегулирования конфликтной ситуации на Северном Кавказе».