Уже в этом году на месте осколка Югославии – государственного сообщества Сербии и Черногории – может появиться три новых государства.
Черногория готовится к референдуму о независимости, который ожидается в мае. Поскольку к голосованию не допущены черногорцы, проживающие в Сербии (а их там больше, чем в самой Черногории), мечта премьер-министра Мило Джукановича может стать реальностью.
Не ясно, согласятся ли власти в Подгорице с рекомендацией Европейского союза по поводу количества голосов, необходимых для провозглашения независимости – 55% плюс один принявших участие в голосовании. Для Джукановича был бы предпочтительнее меньший процент. Впрочем, у него еще есть время, чтобы провести агрессивную кампанию в пользу независимости, тем более что он контролирует необходимые для этого рычаги.
Примечательно, что согласно черногорскому законодательству, для изменения Конституции необходимо две трети голосов. При этом для изменения статуса государства оказывается достаточно количества голосов на грани раскола.
Развод Сербии и Черногории, если таковой будет иметь место, окажет серьезное воздействие на переговоры об окончательном статусе Косово, стартовавшие в понедельник в Вене. В соответствии с резолюцией СБ ООН 12 44, в июне 1999 года этот албанонаселенный край был выведен из-под юрисдикции Республики Сербия и стал частью Союзной Республики Югославия, переименованной впоследствии в госсообщество Сербия и Черногория.
Формально черногорское решение не влияет на другие территориальные вопросы. Однако в атмосфере распада сложно было бы ожидать решений объединительного характера, тем более что в реальности Косово связано с Сербией еще меньше, чем Черногория.
Белград не только не имеет силовых структур и каких-либо властных полномочий в Косово, он даже не контролирует воздушное пространство над этой провинцией. Более того, в глубь сербской территории уходит 25-километровая воздушная зона безопасности, созданная НАТО после капитуляции Милошевича в результате 78-дневных бомбардировок.
При этом за неполные семь лет присутствия администрации ООН и международных сил КФОР в Косово созданы основные предпосылки для независимого государства. Во всяком случае – полностью независимого от Сербии. Это государство уже функционирует и сворачивания косовского суверенитета не произойдет, даже если международное сообщество придумает некую юридическую формулировку, отличную от независимости.
Албанцы, составляющие до 90% населения края, требуют полной независимости. Сербия в свою очередь готова предоставить максимально широкую автономию, требуя при этом гарантий для сербского меньшинства и многочисленных православных храмов. Недавно президент Сербии Борис Тадич (демократ) предложил отложить на 20 лет окончательное решение по Косово. В Приштине эту инициативу тут же отвергли.
Контактная группа (РФ, США, Франция, Германия, Великобритания, Италия) заявляет, что любое соглашение должно в том числе отражать интересы большинства. Если исходить из предпочтений косовского населения, то интересы большинства – это независимость. Контактная группа, равно как и спецпредставитель ООН в Косово Сорен Йессен-Петерсон и спецпосланник генсека ООН Мартти Ахтисаари, призывают определить статус Косово в течение 2006 года.
Примечательно, что Россия в личном качестве до сих пор не заявляла, что соглашение должно отражать интересы большинства и что статус должен быть определен в течение этого года.
Вот что заявил постпред РФ в ООН Андрей Денисов, выступая 14 февраля с.г. в Нью-Йорке: «Мы исходим из многовариантности статусных опций. Стороны в ходе прямых переговоров должны сами – разумеется, при международном посредничестве... – выйти на договоренность по будущему статусу Косово. Такая договоренность должна устраивать в равной мере и Белград, и Приштину, отвечать международно-правовым нормам, резолюции 1244 СБ ООН, а затем быть закреплена в новой резолюции Совета Безопасности».
К слову сказать, в резолюции 1244 СБ ООН подтверждается территориальная целостность СРЮ (Сербии и Черногории).
На нынешнем этапе переговоров конкретно вопрос статуса не затрагивается. В Вене речь шла о децентрализации Косово. На повестке дня были темы, связанные с образованием, здравоохранением, культурой, социальной политикой, полицией, правосудием и госпредприятиями.
Первые прямые переговоры между сербами и албанцами начались без рукопожатий. По их итогам не было заявлено о сближении позиций.