Представителей иранской делегации не стали встречать официальные лица.
Фото Reuters
Переговоры по иранской ядерной программе начались вчера во второй половине дня. Дискуссии проходили в Кремле в закрытом режиме. Российскую делегацию возглавили заместитель секретаря СБ Валентин Соболев и заместитель министра иностранных дел Сергей Кисляк. Ни в Москве, ни в Тегеране пока не склонны делать прогнозов относительно исхода встреч.
Дипломаты сходятся лишь в одном – скорее всего российский план, предусматривающий обогащение урана для иранских АЭС в России, – это последний шанс для Исламской Республики избежать международных санкций. СБ ООН может заняться иранским досье уже в ближайшие недели – после того, как 6 марта глава Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мохамед Эль Барадей представит свой окончательный доклад по проблеме.
Холодная встреча в Шереметьево
Прибытие иранской делегации во главе с заместителем секретаря Высшего совета национальной безопасности (ВСНБ) Али Хоссейни-Ташем не афишировалось. В аэропорту «Шереметьево», как сообщает Рейтер, вчера утром гостей из Тегерана официальные российские лица не встречали. В МИД РФ корреспонденту «НГ» отказались подтвердить либо опровергнуть эту информацию.
Примечательно, что до последнего момента не сообщалось, кто возглавит иранскую делегацию. Это стало известно лишь вечером в воскресенье, когда сам Али Хоссейни-Таш, специалист по России, объяснил журналистам, чего он ждет от переговоров в Москве. «Между Ираном и Россией существует взаимное доверие, и в отношениях двух стран нет места для обмана. Поэтому есть основания (надеяться), что стороны на предстоящих переговорах придут к соглашению», – заявил глава иранской делегации.
Менее оптимистичные оценки давали вчера в Москве. Глава МИД Сергей Лавров на совещании в Кремле сообщил, что «Россия питает, откровенно говоря, сдержанные ожидания». «Но будем прилагать все необходимые усилия, чтобы не допустить обострения ситуации и ее перехода в силовое русло», – заверил Лавров президента Владимира Путина.
Министр отметил, что основной упор на переговорах будет сделан на предложении о создании совместного предприятия по производству топлива для мирной ядерной энергетики Ирана на российской территории. Европейские дипломаты, в свою очередь, полагают, что иранцы не воспринимают это предложение Москвы всерьез и сейчас лишь пытаются выиграть время.
В мишени – 31 ядерный объект
Накануне переговоров в Москве саудовская газета «Аль-Ватан» обнародовала доклад Пентагона, в котором американские эксперты предупреждают, что удар по ядерным объектам ИРИ следует нанести в этом году, и в любом случае не позднее января 2007 г. Временное ограничение обусловлено опасениями специалистов, что уже через год на иранских ядерных объектах появятся запасы радиоактивных материалов и их уничтожение будет представлять непосредственную опасность для всего региона.
В списке потенциальных мишеней американские разведчики указали 23 ядерных объекта, их коллеги из других стран добавили еще 8 целей. Все они подвергнутся атаке ВВС США, если дипломатические усилия по прекращению иранской ядерной программы не увенчаются успехом. Стадия авиаударов займет пять–семь дней.
Согласно данным газеты, нападение на Иран выльется в вооруженную конфронтацию продолжительностью примерно в шесть месяцев, а число жертв в случае отпора иранцев будет невелико. «Аль-Ватан» отмечает, что Израиль непосредственного участия в атаке принимать не будет. Однако администрация Джорджа Буша оставила за ним право нанести иранцам ответный удар, если те выпустят по еврейскому государству ракеты. Впрочем, замдиректора ДИП МИД Алексей Сазонов в интервью «НГ» выразил сомнение в подлинности этого «доклада Пентагона».
Между тем в минувшее воскресенье отвечающий за спецслужбы министр информации Ирана Голямхуссейн Мохсени Ажжеи предупредил, что нападение Израиля на ИРИ стало бы «идиотским шагом» и повлекло бы немедленный отпор. Выступая на государственном ТВ, Мохсени Ажжеи фактически повторил предупреждение министра обороны страны – Мостафы Мохаммада Наджара, который в январе обещал ответным ударом погрузить еврейское государство в «вечную кому». Отметим, что в 1981 г. израильские ВВС уничтожили строившийся в Ираке ядерный реактор.
Тегеранский раунд
Наблюдатели полагают, что скорее всего переговоры по российскому предложению растянутся на несколько дней. Так, после московского раунда, в ходе которого дискуссии проходят в Совете Безопасности, последует тегеранский.
В пресс-службе Росатома «НГ» вчера сообщили, что глава ведомства Сергей Кириенко в Москве с иранцами встречаться не будет, но 23 февраля отправится в иранскую столицу. В Иране пройдет совещание межправительственной комиссии, сопредседателем которой является глава Росатома. «Обсуждать мы будем не только ядерное сотрудничество, но и весь спектр вопросов, которые есть в нашем взаимодействии», – отметил в интервью «НГ» Кириенко. Он также сообщил о планах побывать на сооружаемой Россией первой иранской АЭС в Бушере, «уточнить технологический график и сроки работ».
Замдиректора ДИП МИД Алексей Сазонов в интервью «НГ» заявил, что временного лимита для переговоров в Москве нет. «Позиция России не претерпела изменений. Как заявлял ранее министр иностранных дел Сергей Лавров, предложение Тегерану о совместном предприятии по обогащению урана на российской территории было сделано в контексте переговоров «евротройки» (Великобритания, Франция, Германия) с Ираном. Москва готова обсуждать его и далее с иранской стороной, чтобы разъяснить им детали, конкретные аспекты этого предложения».
Сазонов напомнил, что российское предложение остается в силе в контексте возобновления переговоров иранцев с «евротройкой». «А для этого необходимо, чтобы Иран предпринял шаги по возвращению к мораторию на обогащение урана на своей территории».
Кстати, вчера министр иностранных дел Ирана Манучехр Моттаки отправился обсуждать ядерную программу в Бельгию. В Брюсселе, где располагаются руководящие органы Европейского союза, Моттаки встретился с Высоким представителем ЕС по внешней и оборонной политике Хавьером Соланой.
Моттаки высказался за разрешение кризиса путем «переговоров, основанных на справедливости и широком компромиссе», и подчеркнул, что Иран «хочет найти мирное решение проблемы». Однако по-прежнему упомянул о праве ИРИ обогащать уран на собственной территории. «Полагаем, что время угроз прошло... Мы приехали сюда, чтобы выслушать новые планы, все новые предложения, все новые идеи», – сказал Моттаки.
Одну из таких «новых инициатив», уже получившую положительный отклик в Тегеране, вчера развенчало МАГАТЭ. Опровергнута информация о том, что гендиректор МАГАТЭ Эль Барадей намерен выступить с предложением позволить Ирану самостоятельно заниматься обогащением урана в малых количествах под контролем МАГАТЭ.