0
762
Газета В мире Интернет-версия

09.02.2006 00:00:00

От подозрений к общему будущему

Тэги: нато, россия, большая восьмерка


2006 год станет важным годом для России и для мира. Работы будет предостаточно, тем более что Россия стала председателем в «большой восьмерке». Перед безопасностью стран НАТО и России стоят в значительной мере одинаковые проблемы, такие как терроризм, «несостоявшиеся» государства или распространение оружия массового уничтожения.

Более того, нам предстоит работа по разрешению «замороженных конфликтов» в нашем собственном регионе. Мы должны продолжать выполнять длительную и трудную задачу по укреплению стабильности в Афганистане. Для того чтобы справиться с брошенными нам вызовами, потребуются новые, порой беспрецедентные формы международного сотрудничества в рамках «большой восьмерки», ООН, ОБСЕ и, не в последнюю очередь, Совета Россия–НАТО.

В самом деле стоящие перед нами в этом году проблемы напомнили нам, сколь серьезно изменилась стратегическая обстановка в целом. К счастью, изменились и отношения между Россией и Организацией Североатлантического договора. Четыре года назад, в момент создания Совета Россия–НАТО, мы, страны НАТО и Россия, приняли стратегическое решение оставить позади восприятия угрозы времен холодной войны. Мы были уверены в том, что если мы будем постоянно обращаться к прошлому, то это подорвет нашу способность обезопасить будущее.

Мы разработали такую повестку дня, которая позволила нам сосредоточиться на реальных угрозах: терроризм, распространение химического, биологического и ядерного оружия и веществ, последствия существования «несостоятельных» государств и региональных конфликтов. Вот какие вызовы были брошены как России, так и государствам – членам НАТО, и ни одному государству, ни одному союзу, призванному обеспечивать безопасность, не под силу справиться с ними в одиночку.

Приступив к работе по столь насыщенной повестке дня, Россия и НАТО приложили много усилий для развития эффективного и устойчивого партнерства. Президент Владимир Путин правильно подытожил наше партнерство, отметив, что за весьма короткий исторический срок сделан гигантский шаг в сторону от былой конфронтации, что отношения России и НАТО стали реальным фактором обеспечения международной стабильности и нанесли серьезный удар по международному терроризму. Эти слова очень красноречиво объясняют, почему партнерство с НАТО отвечает российским государственным интересам.

В самом деле наши совместные действия говорят в пользу партнерства еще лучше, чем слова. На этой неделе в Таормине вместе с министрами обороны стран НАТО и министром обороны Сергеем Ивановым мы рассмотрим планы по поддержке в этом году силами и средствами ВМФ России антитеррористических действий НАТО по патрулированию морского района в Средиземном море. В связи с этим я очень рад, что смогу посетить флагманский корабль Черноморского флота и встретиться с российскими офицерами, готовящимися к выполнению этой задачи, а также с военнослужащими НАТО, с которыми они совместно проходят подготовку.

Мы дадим оценку работе по развитию оперативной совместимости наших вооруженных сил, что призвано расширить спектр совместно выполняемых задач. Мы проведем анализ нашего сотрудничества в области поиска и спасания на море – сотрудничества, уже прошедшего испытание, когда летом прошлого года удалось избежать катастрофы у полуострова Камчатка. Мы обсудим, какие шаги были проделаны на пути претворения в жизнь многообещающего Плана действий Совета Россия–НАТО по терроризму, а также новаторской программы, выдвинутой министрами иностранных дел наших стран в декабре месяце, предназначенной для совместной организации подготовки персонала Афганистана и Центральной Азии для борьбы с наркотиками.

Это лишь несколько примеров конкретных действий СРН в ответ на настоящие вызовы, брошенные безопасности. Большая часть нашей совместной работы проводится на уровне экспертов, и о ней редко пишут в передовицах газет. Но в конечном итоге благодаря такой работе, как, например, недавние рабочие заседания, способствующие сотрудничеству в области науки и посвященные террористическим угрозам системам метрополитена в наших странах, жизнь всех наших граждан становится более безопасной.

В то же время, если СРН и стал эффективным механизмом для развития объединенных сил и средств и совместных действий, то он сыграл и столь же важную роль, став форумом для искреннего политического диалога, цель которого – преодолеть разделявшие нас в прошлом принципиальные разногласия. Здесь мы нашли много общего во взглядах по таким вопросам, по которым когда-то позиции России и НАТО расходились, в частности по Афганистану и Балканам.

Значит ли это, что мы во всем будем соглашаться? Нет, иногда мы расходимся во мнениях. Но если мы хотим полностью реализовать потенциал нашего партнерства, то мы должны по-прежнему прилагать усилия и находить общие позиции, углублять не только практическое сотрудничество, но и политический диалог. Мы должны выработать общее понимание того, что долгосрочную стабильность можно обеспечить только посредством эффективной демократической системы правления и прозрачных, взаимовыгодных отношений между соседями.

Сегодня НАТО резко отличается от Североатлантического союза, каким он был двадцать, десять и даже пять лет назад. Обратите внимание на тот факт, что с момента создания СРН все операции НАТО проводились при поддержке со стороны Российской Федерации, будь то поддержание мира и стабильности в Косово и в Афганистане, создание сил и средств иракских сил безопасности, содействие проведению военной реформы в Боснии и Герцеговине, ведение действий по обороне, устрашению и защите от терроризма в рамках операций ВМС в районе Средиземного моря, содействие миротворческой операции Африканского союза в Судане или доставка гуманитарной помощи после прошлогоднего землетрясения в Пакистане.

Эта поддержка принимала различные формы: голосование в Совете Безопасности ООН, выделение воинского контингента или предоставление тылового обеспечения. Но во всех случаях просматривается один лейтмотив: наши интересы совпадают как никогда ранее.

Однако только тогда, когда мы полностью воспользуемся всеми открывающимися перед нами возможностями для реального политического диалога и практического сотрудничества, нам удастся уйти от подозрений прошлого к общему будущему.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Михаил Сергеев

Внезапное тарифное отступление США объясняют опасными тенденциями на рынке американского госдолга

0
1340
Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Ольга Соловьева

87% промпредприятий считают невозможным полный отказ от импорта комплектующих

0
1064
Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Анастасия Башкатова

Иностранные инвесторы в Казахстане пошатнули соглашение ОПЕК+

0
1403
Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

0
748

Другие новости