Власти Ирана подтвердили вчера, что 16 февраля в Москве начнутся российско-иранские переговоры о проведении обогащения урана на территории РФ. Пресс-секретарь МИД Ирана Хамид Реза Асефи заявил в этой связи: «Ситуация изменилась. Мы будем участвовать в переговорах с Россией».
Днем раньше министр обороны США Дональд Рамсфелд заявил в Мюнхене, что не исключает ⌠любых вариантов■ решения иранской проблемы. Это было воспринято участниками Международной конференции по безопасности, на которой выступил Рамсфелд, как угроза применения военной силы против Тегерана.
В субботу же президент Ирана Махмуд Ахмадинежад отдал приказ приостановить внезапные визиты в страну инспекторов МАГАТЭ и начать исследовательские и промышленные работы по осуществлению ядерной программы. Такова реакция официального Тегерана на резолюцию, принятую в субботу Советом управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) в Вене. Эта резолюция предусматривает передачу в марте иранского ядерного досье в Совет Безопасности ООН, если Тегеран не «восстановит доверие международного сообщества к его ядерной программе».
Своим решением об отмене внезапных инспекций Ахмадинежад фактически предопределил передачу иранского досье в СБ ООН. Единственное, что может помешать такому исходу, это успешные переговоры с Москвой по вопросу обогащения урана для иранцев на российской территории. Сегодня, как ожидается, о готовности Соединенных Штатов обогащать уран совместно с Россией для безъядерных стран объявит президент США Джордж Буш.
Резолюция МАГАТЭ принята не без споров. А они касались не только самой иранской программы, но и в целом угрозы расползания по миру ядерного оружия. Последнюю точку в документе удалось поставить лишь после того, как в него включили призыв к превращению Ближнего Востока в безъядерную зону – на этом настаивают арабские страны, добивающиеся ядерного разоружения Израиля.
Результат голосования впечатляющ – из 35 членов Совета управляющих МАГАТЭ 27 проголосовали за резолюцию, три – против и пять – воздержались. В числе тех, кто был за – представители всех стран – постоянных членов СБ ООН. Согласно резолюции, генеральный директор МАГАТЭ должен сообщить СБ ООН о шагах, которые следует предпринять Тегерану, чтобы развеять подозрения относительно его намерений создать ядерное оружие. Агентство также направит в СБ ООН доклад, который он представит на сессии Совета управляющих МАГАТЭ в марте, и проект резолюции, которую тогда предстоит принять.
Президент Ирана Ахмадинежад не только объявил о выходе Ирана из дополнительного протокола к Договору о нераспространении атомного оружия (ДНЯО), который предусматривает внезапные инспекции МАГАТЭ, но и днями раньше высказал свой скептицизм по поводу предложений Москвы о проведении обогащения урана для иранцев на российской территории.
Однако вчера наиболее влиятельный иранский руководитель в ядерной области вице-президент Ирана и глава Организации по атомной энергии Голямреза Агазаде дал заверения, что Тегеран не отверг сам Договор по нераспространению ядерного оружия и не отказывается от дальнейшего обсуждения российских предложений.
Главный иранский атомщик пояснил, что инспекции ядерных объектов Ирана продолжатся в рамках Договора о нераспространении, а официальное информационное агентство ИРНА со ссылкой на источник в президентской администрации опровергло сообщение агентства «Мехр» о том, что Ахмадинежад отдал приказ Организации по атомной энергии ИРИ возобновить процесс обогащения урана.
Тем временем стало известно, что американская администрация готова выступить с планом, развивающим предложение Москвы по обогащению урана для иранцев.
Джордж Буш должен выступить сегодня с идеей создания в США и России центров по обогащению урана, которые могли бы производить топливо для безъядерных государств. Таким образом, российское предложение Ирану перерастает в российско-американский план.