Вчерашнее предельно суровое заявление ПАСЕ по поводу принятого в России закона о неправительственных организациях прозвучало на фоне почти одновременной и не менее жесткой реплики Владимира Путина в адрес иностранных спецслужб, замешанных в известном скандале с отечественными правозащитными структурами. Заочная полемика выглядела неправдоподобно похожей на сюжет из мировой политики прошлого столетия. Конфликт заставил его свидетелей задуматься: не стала ли стычка симптомом нового глобального похолодания.
Поначалу обсуждение этого документа в повестку дня сессии ПАСЕ включено не было. В ходе обсуждения «чеченской» резолюции неожиданно возникла поправка, заранее не согласованная с российской делегацией. И там было сказано, что закон «не отвечает критериям Совета Европы». Так называемую Поправку № 12 представила группа европейских депутатов во главе с киприотом Христосом Пургуридесом. В проекте резолюции говорилось, что ПАСЕ, вполне удовлетворена деятельностью Государственной Думы РФ и ее депутатов по исправлению ошибок и недочетов этого закона. Но в итоге при голосовании прошла поправка, которая фактически звучит следующим образом: «Ассамблея заявляет, что закон не отвечает критериям Совета Европы». Отметим, что при подготовке и обсуждении проекта чеченской резолюции все поправки заранее были напечатаны и розданы журналистам.
Одновременно Владимир Путин в Санкт-Петербурге назвал «прискорбным» обстоятельство, при котором «происходят попытки работать с НПО с помощью инструментов спецслужб». И уточнил: «Мы не вправе сказать, что в данном случае деньги не пахнут. Благородные цели не могут достигаться негодными средствами».
Глава российской делегации в ПАСЕ Константин Косачев в беседе с корреспондентом «НГ» был благодушен и рассказал, что только что пообщался с генеральным секретарем Совета Европы Терри Дэвисом. И тот подтвердил ему, что эксперты Комитета министров СЕ только приступили к анализу закона об НПО и «работают в спокойном, штатном режиме, в том числе и по просьбе России». Мало того, Дэвис отметил, что текст закона только в минувшую пятницу перевели на английский и сейчас юристы начали его конкретно рассматривать на предмет наличия или отсутствия в нем отклонений от стандартов Совета Европы.
«В этой ситуации принятие такой поправки дискредитирует ассамблею. Это один из позорных моментов в ее истории», – не сомневается парламентарий. Свою позицию он разъяснил так: «Поправку приняли 70 голосов против 59. Просто потому, что часть депутатов, голосуя за поправки, связанные с чеченской ситуацией, автоматом нажимали на кнопку, не вдумываясь, о чем идет речь».
По словам Косачева, поправка ничтожна с точки зрения последствий. «Лично у меня после такой некритичной, некомпетентной и непрофессиональной поправки руки опускаются. Ведь в ассамблее становится все труднее работать, все слишком политизируется. Но сдаваться, естественно, не надо. Будем продолжать работу». Поправку внес Христос Пургуридес, являющийся на данный момент одним из наиболее антироссийски настроенных депутатов в Парламентской ассамблее Совета Европы.
По мнению советника главы президентской администрации Глеба Павловского, действия ПАСЕ являются асимметричным ответом на известный шпионский скандал. Политолог поясняет: Англия здесь не может отвечать прямо, поскольку действия спецслужб обычно не комментируются, и отвечает таким вот образом. С Павловским полностью солидарен эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко: «Шпионский скандал стал последней каплей, и в Европе многие обрадовались, что Россия подставилась. Очень плохо, что это прошло в одном пакете с Чечней и обличением коммунизма. Россию фактически поставили в угол, и мне за державу обидно».