В Вашингтоне, столкнувшемся со скандалом из-за финансирования бизнесом и лоббистами конгрессменов, вчера вспыхнул новый скандал. Речь идет о судьбе 25 млрд. долл., выделенных на восстановление иракской экономики и принесших в итоге весьма невпечатляющие результаты.
По сообщению газеты «Нью-Йорк таймс», эти оценки содержатся в докладе Генерального инспектора по восстановлению в Ираке. Одна из интересных деталей доклада, полное содержание которого хранится в секрете: ассигнования на восстановительные работы в Ираке стали выделять за несколько месяцев до начала войны. Первые 1,9 млн. долл. были направлены сухопутным войскам в декабре 2002 г. На эту сумму фирме-подрядчику было поручено разработать план восстановительных работ на случай, если иракская армия прибегнет к саботажу на нефтепроводах. Затем последовали новые контракты. Все это держалось в тайне.
Крупные восстановительные программы начались после завершения наступательных операций и сразу же, как говорится в докладе, «натолкнулись на проблемы». Одной из серьезнейших стало перетягивание денежного каната между госдепартаментом и Пентагоном, а затем между мелкими бюрократическими структурами. В конечном счете проекты на суше получили сухопутные войска, а проекты, связанные с водой, – ВМС США. Далее контракты передавались связанным с ведомствами фирмам-подрядчикам, в том числе корпорации «Халлибертон», которой в прошлом руководил вице-президент США Дик Чейни.
Проблемы с организацией работ, нехватка кадров и продолжающиеся военные действия стали серьезным препятствием на пути восстановления экономики в Ираке. В прошлом году упала добыча нефти, производство электроэнергии вновь опустилось ниже довоенного уровня.
Эти скандальные подробности звучат на фоне тревожной военной статистики. По данным представителя командования войск в Ираке, в прошлом году возросло число нападений сил противника на части войск США и подразделения иракских сил безопасности. Всего в 2005 году произошло 34 131 нападение, что на 29% выше показателя 2004 года (26 496). В то же время произошла определенная «иракизация» конфликта – число потерь иракских военнослужащих и полицейских за 2005 год составило 2713 человек, в то время как американцы за всю войну потеряли 2237 военнослужащих. При этом общая численность иракских сил безопасности достигла 237 тыс. человек.
Тем временем вчера в Багдаде должен был возобновиться суд над Саддамом Хусейном. Но его отложили на пять дней, сославшись на отсутствие свидетелей. Председательствовать на нем будет курдский юрист Рауф Рашид Абдель Рахман. Это уже третий главный судья на процессе и, как предполагают юристы, самый жесткий из всех возможных. Он родом из курдской деревни Халабуджи, подвергшейся в 1988 году нападению иракской армии с использованием химического оружия и потерявшей тогда 5 тыс. жителей. Трагедия в Халабуджи включена в число главных обвинений в адрес Саддама.
Между тем видный иракский юрист Мохаммед аль-Шейкхи сравнил нынешних иракских политиков в Багдаде с диктатором, находящимся на скамье подсудимых. «Мы избавились от Саддама Хусейна, но сейчас получили 40 саддамов хусейнов. Это кучка властолюбивых политических лидеров. Это лицемеры, чьи программы полны призывов к национальному единству, а действия направлены против него», – заявил юрист, возглавляющий Центр переходной юстиции в Ираке.
Приведенный комментарий относится к процессу формирования нового правительства Ирака, начавшемуся после объявления итогов декабрьских выборов в парламент. Больше всего депутатских мандатов в нем получил Альянс шиитских партий. У него 128 из 275 мест в парламенте, что предполагает необходимость формирования коалиции с другими партиями. Победители на выборах пытаются привлечь к участию в правительстве политиков – суннитов, но те требуют неприемлемую плату – такие ключевые ведомства, как министерство обороны и внутренних дел. В торге за места участвуют и курдские политики, которые пока являются партнерами шиитов. По прогнозам экспертов, процесс формирования новой власти и выработки ее программы может затянуться до апреля и в конечном счете сведется к сохранению нынешней шиитско-курдской коалиции.