– Господин Шокенхофф, ситуация вокруг ядерной программы Ирана стала, очевидно, одной из главных тем на переговорах Ангелы Меркель и Владимира Путина в Москве. Как вы оцениваете ситуацию вокруг Ирана?
– Было бы неестественно, если бы госпожа Меркель и господин Путин оставили тему Ирана без внимания. Теперь нужно дождаться заседания Совета управляющих МАГАТЭ, который 2–3 февраля рассмотрит возможность вмешательства Совета Безопасности ООН. Для нас роль России в отношении Ирана очень важна. Мы приветствуем инициативу Москвы о создании совместного предприятия по производству ядерного топлива на территории РФ. Благодаря этому Иран не сможет получить собственный топливный цикл. Мы с большим беспокойством узнали о том, что Иран не принял это предложение. Но то, что Россия предлагает Ирану техническое сотрудничество, выгодно не только самой России, но и ЕС, и США.
– Как в бундестаге оценивают итоги визита госпожи Меркель в Москву?
– Россия для нас является стратегическим партнером не только в области энергетической безопасности, которая в последние недели была приоритетной, но прежде всего политическим партнером. Мы с большим вниманием следим за внутренним развитием России и должны открыто говорить о тех событиях, которые мы оцениваем с критической точки зрения.
– Коренных изменений в политике германского правительства по отношению к России не произошло?
– Значение России для Германии не изменилось. Но речь идет не об отношениях между отдельными личностями. Демократические ценности подразумевают как раз смену личностей. Поэтому межгосударственная политика должна быть нацелена на долгосрочную перспективу и выходить за рамки личных отношений.
Немецкую общественность беспокоят две темы. Это, во-первых, проблема долгосрочной стабилизации в Чечне. Мы обеспокоены тем, что в отношениях между русским и нерусским населением Чечни и в отношениях между этой республикой и Москвой присутствуют существенные трудности. Наше беспокойство вызывает и ситуация в сфере безопасности в Чеченской Республике. Поэтому изменением в диалоге между Германией и Россией можно считать и то, что бундесканцлерин не сказала, что в Чечне все замечательно, а, напротив, высказала наши опасения и беспокойство.
Вторая тема – это закон о НКО. Мы ранее уже заявляли, что видим в этом законе угрозу развитию гражданского общества. Сначала нас уверили, что он не будет помехой для работы НКО. Теперь оказывается, что была запрещена деятельность некоторых иностранных НКО, которые работали на Кавказе, в частности в Ингушетии. Среди них немецкая группа «Help». Поскольку Россия – наш партнер, для нас важнее всего, чтобы российские НКО могли вносить свой вклад в развитие плюралистского гражданского общества.
– Как Германия может повлиять на то, чтобы эти организации смогли беспрепятственно разворачивать свою деятельность?
– Когда мы говорим о ценностном партнерстве, мы имеем в виду определенные демократические стандарты и демократические правила игры. В соответствии с нашим понятием демократии определяющим является факт существования демократических институтов. Но также и то, что параллельно им существуют НКО, которые намного свободнее в своей организационной форме, которым не угрожает произвол, которые могут представлять интересы граждан. Для нас важно, что мы можем вести диалог также вне государственных и поддерживаемых государством институтов.
Мы не хотим говорить только о газе или нефти или немецких станках. Мы хотим говорить и о том, как проводятся в жизнь те ценности, которые Россия обязалась соблюдать, став членом Совета Европы. Если у нас появляется беспокойство из-за определенного развития событий в России, которое не отвечает нормам Совета Европы, мы должны открыто говорить об этом в духе нашей дружбы. Это мы делаем и с другими нашими партнерами, например, мы говорим с американцами о Гуантанамо.
– Как рассматривает госпожа Меркель и ваша фракция газовый конфликт с Украиной?
– О том, воровала ли Украина газ или нет, необходимо серьезно говорить. Но мы не хотим, чтобы суверенитет Украины ставился под вопрос. За газовым конфликтом кроется попытка России повлиять на политику соседних государств. Это экономический рычаг, при помощи которого страну пытаются склонить к определенному политическому поведению. Но ведь стабильная Украина намного важнее для России. Она и так экономически тесно связана с Россией или даже зависима от нее. Но для стабильного демократического развития Украине необходимы также тесные отношения с Европейским союзом.
Берлин