Демонстранты в Лондоне призвали к санкциям против Тегерана.
Фото Reuters
«Мы намерены действовать предельно аккуратно, избегая резких движений, но в то же время с позиций обеспечения нерушимости режима нераспространения оружия массового уничтожения», – так охарактеризовал вчера курс дальнейших шагов российской дипломатии по иранской ядерной проблеме министр иностранных дел Сергей Лавров. Он выступал на традиционной пресс-конференции, посвященной итогам года в области внешней политики, и значительная часть вопросов, заданных министру, касалась Ирана.
Подтвердив, что Москва дала свое согласие на созыв 2–3 февраля внеочередного заседания Совета управляющих МАГАТЭ, министр заявил, что российский представитель выдвинет на нем свои предложения по решению проблемы. Главное в них – упор на дальнейшее использование мандата и возможностей Международного агентства по атомной энергии. «Мы должны сделать все, чтобы в рамках МАГАТЭ получить максимум информации относительно ядерной программы Ирана, а Иран должен сделать больше, чем он уже сделал к настоящему времени. Наши общие усилия должны быть направлены на то, чтобы обеспечить ответы на все вопросы, поставленные инспекторами МАГАТЭ, и обеспечить сохранение режима нераспространения», – заявил министр.
Поддержит ли Россия возможную попытку принятия санкций против Ирана? Отвечая на этот вопрос, Лавров дал понять, что не поддержит. По его словам, выдвигать в настоящее время вопрос о санкциях означает ставить телегу впереди лошади. «Санкции – отнюдь не лучший и не единственный способ решения проблем. Мы помним историю санкций против Ирака и знаем, чем это кончилось», – заявил глава российской дипломатии.
Как в этой связи отнеслись в МИД РФ к только что сделанному Тегераном объявлению о своей готовности возобновить переговоры по ядерной проблеме с европейской тройкой? По словам министра, на данный момент подтверждена лишь одна дата – внеочередное заседание совета управляющих МАГАТЭ, которое пройдет 2–3 февраля. Как напомнил министр, когда два с лишним года назад начались переговоры между Ираном и европейской тройкой, их условием или практически обязательством со стороны Ирана стал мораторий на работы, связанные с обогащением урана.
В прошлом году, когда Тегеран возобновил конверсию так называемого желтого пека (полупродукт, получаемый из руды) в гексафлорид урана, России пришлось приложить немало усилий, чтобы сохранить процесс переговоров. Это было сделано вопреки попыткам связать решение Тегерана с его намерением возобновить обогащение урана и тем самым обвинить его в нарушении взятого обязательства.
Как отметил министр, ныне Тегеран непосредственно возобновил «исследовательские работы», связанные с процессом обогащения урана. И это представляет собой отход от принятого ранее обязательства. Надо, чтобы Иран возвратился к мораторию, считает Лавров. По мнению министра, в вопросе о ядерной программе Ирана требуются длительные и настойчивые усилия. Но именно такая дипломатическая работа приносит решения, имеющие долгосрочный характер.
На этой неделе в Москве пройдет целый ряд встреч, посвященных Ирану. Сегодня начинается двухдневный рабочий визит министра иностранных дел Франции Филиппа Дуст-Блази. Среди приоритетных тем его переговоров с Лавровым – совместная работа в целях недопущения эскалации напряженности вокруг Ирана. Вчера в Москву прилетели председатель Совета по национальной безопасности Израиля Гиора Айленд, председатель комиссии по атомной энергии Гидон Франк и ряд ведущих специалистов в области безопасности. А в понедельник ядерные амбиции Исламской Республики стали одной из главных тем прошедших в Кремле переговоров между канцлером Германии Ангелой Меркель и президентом РФ Владимиром Путиным.
Также на этой неделе консультации относительно дальнейших шагов по Ирану в рамках своего ближневосточного турне в Каире, а днем ранее в Эр-Рияде провел вице-президент США Дик Чейни. Вечером в понедельник на ту же тему в Нью-Йорке беседовали Высокий представитель Европейского союза по внешней политике Хавьер Солана и генсек ООН Кофи Аннан.
Итогом состоявшейся в понедельник в Лондоне встречи представителей «европейской тройки» (Великобритания, Франция и Германия) с дипломатами из США, Китая и России стал призыв европейцев и американцев к Совету управляющих МАГАТЭ провести экстренную встречу по Ирану в первых числах февраля и принять находящуюся сейчас в процессе подготовки резолюцию о разрешении иранского кризиса в рамках Совета Безопасности. «Нечего с этим медлить», – заявила накануне лондонской встречи госсекретарь США Кондолиза Райс.
Сама Исламская Республика продолжает настаивать на своем законном праве самостоятельно производить ядерное топливо и угрожает полностью прекратить сотрудничество с МАГАТЭ в случае передачи досье в СБ ООН. В то же время вчера Тегеран разослал странам «евротройки» послания с призывом снова сесть за стол переговоров.