0
774
Газета В мире Интернет-версия

17.01.2006 00:00:00

Нефтяной отпор Тегерана

Тэги: иран, маккейн, ядерная программа, оон


«Нынешняя ситуация – самая серьезная со времени окончания Второй мировой войны, если не считать в целом войны с терроризмом», – так представил влиятельный американский сенатор и вероятный кандидат в президенты Джон Маккейн конфронтацию вокруг Ирана. Выступая в воскресенье по телеканалу Си-би-эс, лидер консерваторов-республиканцев потребовал «незамедлительного» введения торгово-экономических санкций против Тегерана и не исключил применения Соединенными Штатами военной силы.

Маккейн, считающийся ведущим экспертом по военным и внешнеполитическим вопросам, прибег к языку угроз накануне вчерашней встречи по иранской ядерной программе в Лондоне. В переговорах приняли участие представители США, европейской тройки (Великобритания, Германия, Франция), а также России и КНР.

«Есть только одна вещь хуже использования Соединенными Штатами военного варианта – Иран с ядерным оружием, – считает Маккейн. – Поэтому нельзя исключить военный вариант, хотя он остается крайним средством». В 2000 г. на этапе предварительных выборов Маккейн был соперником Джорджа Буша в борьбе за выдвижение своей кандидатуры на президентский пост республиканцами. Теперь он вновь метит в президенты и спешит сформулировать лозунг дня, который мог бы получить поддержку со стороны влиятельной части избирателей.

По словам Маккейна, «иранцы показали свое лицо, когда их президент прибыл в ООН и призвал стереть Израиль с лица земли». «Теперь мы должны потребовать принятия санкций от ООН», – заявил сенатор. Если же принятию этих мер Советом Безопасности помешают «по постыдным мотивам» Россия и Китай, постоянные члены СБ с правом вето, то США должны будут пойти на объявление санкций против Ирана «совместно с теми, кто пожелает». Иначе говоря, в одностороннем порядке, в обход структуры и полномочий Совета Безопасности ООН.

В вопросе об Иране демократы стараются не отстать. В ответ на воинственные призывы одного из лидеров республиканцев со схожими рецептами выступили влиятельные демократы либерального толка Диана Файнстайн (сенатор от Калифорнии) и Чак Шумер (сенатор от Нью-Йорка). При этом они, как и Маккейн, в первую очередь заострили внимание на угрозе, которую Иран в случае создания им ядерного оружия представит для Израиля. «С таким президентом, будь у Ирана ядерная ракета, он может нанести удар по Израилю», – заявила Файнстайн.

Файнстайн, так же как Маккейн, не считает возможным исключить «любой вариант» действий в отношении Ирана, а Шумер все же предпочитает, что лучше «придушить» Иран экономическими методами, добившись поддержки санкций со стороны России и Китая. Для этого, считает Шумер, придется прибегнуть к «жесткой игре» с этими двумя членами Совета Безопасности, в частности, с использованием таких факторов, как их заинтересованность в торговле с США и в получении помощи.

В ходе обсуждений Ирана демократы обещают Белому дому двухпартийную поддержку действий по оказанию нажима на Тегеран и в то же время упрекают его в недостаточном внимании к «иранской угрозе». Подобное обвинение прозвучало в выступлении сенатора-демократа Айвэна Бая (также одного из возможных кандидатов в президенты) и вызвало опровержение со стороны пресс-службы президента США: Белый дом, мол, играл и играет ведущую роль в противодействии иранской ядерной программе.

В то же время сообщается об ответных угрозах иранских политиков. Так, министр экономики и финансов Ирана Давуд Данешджафари пригрозил, что любые санкции против его страны, занимающей четвертое место в мире по добыче нефти, будут иметь самые серьезные последствия для стран Запада. «Любые возможные действия со стороны Запада, направленные на подрыв политической и экономической ситуации в Иране, приведут к повышению цен на нефть выше того, что там ожидают», – заявил министр. А Манучехр Такин, эксперт Центра по изучению глобальной энергетики поясняет эти слова: «Если Иран прекратит экспортировать нефть, цены на нее превысят 100 долларов за баррель».

Об эвакуации речи не идет

Среди граждан РФ в Иране, будь то дипломаты, будь то сотрудники работающих там российских компаний, напряженности в связи с обостряющейся вокруг Исламской Республики ситуацией не ощущается. Все собеседники «НГ», с которыми удалось связаться, опровергали слухи о якобы готовящейся эвакуации или о том, что часть россиян уже покидает страну.

«Все сотрудники в полном составе и работают совершенно спокойно. От посольства предупреждений к нам не поступало», – заявила помощница руководителя представительства «Атомстройэкспрт» (компания, осуществляющая строительство АЭС в Бушере). «Никакой напряженности нет. Ситуация абсолютно стабильная. Сотрудники страну не покидают. Никаких предупреждений от посольства нам не поступало», – сообщили «НГ» в тегеранском представительстве «ЛУКОЙЛа». А в совместной российско-иранской компании, отвечающей за транспортировку российских товаров по территории Ирана, «Ирсотр» сказали, что «сотрудники не только не покидают страну, но, наоборот, прибывают, причем вместе с семьями».

Посольство РФ в Исламской Республике также отрицает подготовку к эвакуации россиян. Как заявил «НГ» советник посла по политическим вопросам Вячеслав Мошкало, «такой вариант даже не обсуждается». Он также добавил: «Если в армейских штабах и просчитываются возможные варианты развития событий, это вовсе не означает, что угроза существует в реальности». На нашу просьбу рассказать подробнее о шагах, которые дипмиссия должна предпринять в случае начала войны, Мошкало ответил: «Такие сведения не разглашаются».

Эксперты «НГ» так комментируют ситуацию, сложившуюся вокруг Ирана.

Джеймс Шерр, старший научный сотрудник Центра исследования конфликта при Оборонной академии Великобритании, Кембридж

Россия не меньше, чем США, несет ответственность за сложившуюся ситуацию вокруг Ирана. В течение многих лет российская политика на иранском направлении определялась прежде всего коммерческими интересами. Россия внесла важный вклад в приобретение Ираном очень опасной экспертизы и возможностей, в то время как отношения Тегерана с Западом ухудшались. Изменению политики Москвы способствовали два фактора: во-первых, Кремль очень обеспокоен поведением президента Ирана Махмуда Ахмадинежада; во-вторых, в Москве очень быстро улавливают динамику эскалации между Ираном и США и Ираном, США и Израилем.

У израильтян есть аксиома: мы не будем первыми, кто использует ядерное оружие на Ближнем Востоке, но мы не будем и вторыми. Израильские оценки по военно-ядерному потенциалу Израиля вызывают тревогу. И кажется, что непубличные оценки в США даже хуже, чем публичные. США могут с помощью военной операции попытаться предупредить более опасные и безрассудные действия Израиля против Ирана.

Алексей Богатуров, доктор политических наук, профессор, замдиректора Института проблем международной безопасности РАН

Когда война надвигается в режиме реального времени, сказать точно, будет она или нет, совершенно невозможно. Существуют веские аргументы против войны. И прежде всего это экономическая ситуация в США. Я склоняюсь к тому, что против Ирана будут введены санкции.

Энтони Кордесман, эксперт Центра стратегических и международных исследований (Вашингтон).

Пока Иран будет восприниматься как государство, идущее по пути распространения ядерного оружия, США будут разрабатывать планы на случай чрезвычайных обстоятельств. Вашингтон будет анализировать действия иранцев, рассматривать варианты целей и нанесения ударов. Оговорюсь, разработка таких планов необязательно означает, что удар будет непременно нанесен. Крупные державы, такие, как США и Россия, имеют сотни подобных планов, которые приходится регулярно обновлять.

Виктор Кременюк, профессор, замдиректора Института США и Канады (Москва).

Если бы США могли развязать войну в Иране, они бы уже сделали это. Соединенные Штаты крепко засели в Ираке, а быстрый уход оттуда бесперспективен. Одновременно две войны Америке сейчас не потянуть, она действует на пределах своих военных возможностей. Просто нанести удар можно, если есть гарантия полного успеха. Если же ее нет, развитие событий может стать свидетельством дальнейшего ослабления Америки и ее неспособности играть роль военного лидера. Это большой риск. Поэтому пока американцы не будут наносить удар и тем более развязывать войну. Военные действия против Ирана не поддержит ООН, против будут и крупные страны. Получается, американцам пришлось бы опять, как в случае с Ираком, идти почти в одиночку. Возможно, поддержки не было бы даже от премьер-министра Великобритании Тони Блэра.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2143
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1388
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1031
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1351

Другие новости