У федерального канцлера ФРГ Ангелы Меркель, совершающей в эти дни свой первый визит в США и собирающейся затем в Москву, три главные цели во внешней политике. Первая из них – укрепить трансатлантические отношения. Она стремится встроить Германию в теснейший альянс с США и вместе с тем внести мягкую корректировку в глобальную политику США, особенно в области борьбы с терроризмом. В этой связи следует подчеркнуть, что Ангела Меркель одна из немногих западных лидеров, которые открыто критикуют Америку за отход от либеральных ценностей, в частности ссылаясь на лагерь Гуантанамо.
Между тем Меркель будет непросто вернуть Германию к такому альянсу с Америкой, в котором страны находились во время холодной войны. Во-первых, Вашингтон имеет собственную непоколебимую стратегию и чувствует, что при Шрёдере Германия начала соперничать с Америкой в Европе.
Госсекретарь США Кондолиза Райс во время своего недавнего визита в Германию как раз попыталась встроить новое немецкое правительство в жесткую американскую политику, особенно на постсоветском пространстве. Она призвала Берлин совместно укреплять демократию на Украине и оказывать давление на Лукашенко.
Вторая цель внешней политики Меркель – достижение более тесного сотрудничества в рамках Европейского союза. Германия, с точки зрения нового канцлера, сильна только тогда, когда действует сообща с другими странами ЕС. Никакой оси с Москвой она строить не хочет, потому что, с ее точки зрения, особые отношения с неевропейскими странами повредили авторитету Берлина на мировой арене и лишили Германию шанса стать полноценным членом Совета Безопасности ООН. Меркель считает, что Германия укрепит свою роль в ЕС только через более тесное сотрудничество с малыми государствами Европы, которые становятся все более влиятельными.
На последнем саммите ЕС Меркель добилась от Англии повышения взноса в общую кассу Европейского союза и взяла на Германию часть польского взноса в бюджете ЕС. Таким образом она попыталась укрепить авторитет Германии в достижении консенсуса в рамках союза. Однако и на европейском направлении нового канцлера ожидают трудности: вернуть Германию в то положение, в котором она находилась до последней волны расширения ЕС практически невозможно, поскольку Польша и прибалтийские страны сегодня смотрят скорее на Америку, нежели на Германию и Францию (немецко-французская ось в принципе уже стала историей).
Кроме того, госпоже Меркель придется столкнуться с негативным отношением к России новых членов Евросоюза.
Третья цель Меркель – это укрепить регион, который Европейский союз называет стратегическим соседством. Это не столько Балканы и Северная Африка, сколько постсоветское пространство. И здесь состоится пересмотр немецкой позиции «Russia first» (то есть в первую очередь смотреть на Россию, а потом только на окружающие ее страны).
Теперь Меркель позаботится о том, чтобы значение России не превосходило значения других постсоветских государств. Кроме того, она будет разрабатывать российскую политику и политику на постсоветском пространстве в тесном сотрудничестве с другими странами ЕС. Партнерство, которое Меркель будет строить с Россией и другими странами постсоветского пространства, будет базироваться на ценностях, а не на сугубо прагматических интересах, как это хотелось бы Москве. Газовый конфликт между Россией и Украиной показал, что симпатии почти всех стран Европейского союза были на стороне демократической Украины, а не полуавторитарной России.
Перспективы немецко-российских отношений выглядят достаточно стабильными, но есть и тревожные моменты. Германия будет продолжать свою политику интеграции России в общезападные структуры, но она будет делать это скорее вместе с Соединенными Штатами, а не через какой-то треугольник с Францией.
Вероятное расширение НАТО на Украину и Кавказ в ближайшие пять лет станет новой геополитической катастрофой для России. Это может серьезно поссорить Россию с Западом и побудить ее полностью уйти в Азию, что не отвечает интересам Германии.
Берлин будет пытаться искать новые интеграционные модели для России. Например, укреплять положение Москвы в «большой восьмерке» или расширять сотрудничество в Совете НАТО–РФ, но в первую очередь продвигать новое Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией, срок действия которого истекает в 2007 году. Германия в 2007 году будет председательствовать в Европейском союзе и в «большой восьмерке» и в этом плане может многое сделать для России.
Вряд ли госпожа Меркель с большим энтузиазмом относится к шрёдеровско-путинскому проекту большого энергетического альянса ЕС–Россия. Этот альянс сильно пострадал во время газового конфликта с Украиной. Хотя Россия никогда не отключала газ, поступающий в ЕС, в Европейском союзе поставили под сомнение надежность поставок газа именно из России. Германия, уговорившая в принципе ЕС пойти на тесный альянс с Москвой, сегодня лишилась прежних аргументов. Как бы там ни было, Меркель не сможет полностью уйти от темы энергоносителей, поскольку через десять лет зависимость Германии и Европейского союза от российского газа удвоится.
Германия за последние 30 лет плотно связала с Россией свои экономические интересы. Немецко-российские отношения пережили массу конфликтов общего толка между Западом и Россией. При этом экономические интересы двух стран лишь росли. Берлин не сможет просто отказаться от особой роли адвоката Москвы на Западе. Более того, Германия является единственной страной в Европе, которая всерьез может пробить лед, возникший в российско-европейских отношениях в последние годы. Например, Берлину под силу сдвинуть решение вопроса о смягчении визового режима между ЕС и Россией и начать строить четыре общих пространства.
Путину нужно найти свой подход к Меркель. Вряд ли два лидера подружатся через общие разговоры и приятные воспоминания о жизни в ГДР. Однако точки соприкосновения несложно найти. Может быть, Меркель предложит Путину посредничество Германии в примирении России с бывшими странами Варшавского договора, а ныне членами Европейского союза.
Германо-российские отношения со времен развала СССР были содержательными и очень эмоциональными. Во время перестройки Гельмут Коль сравнил Горбачева с Геббельсом, но несколько лет спустя Горбачев стал любимцем немецкой нации. Шрёдер за несколько месяцев до прихода к власти отказался от тесной дружбы с коррумпированной Россией Ельцина, но сегодня он стал политиком, пользующимся наибольшими симпатиями в России. Нельзя исключить, что и у госпожи Меркель сложатся особые отношения если и не с Путиным, то с его преемником.