Государственная Дума приняла в пятницу в третьем окончательном чтении законопроект, регулирующий деятельность некоммерческих организаций на территории России. Мировое сообщество критично восприняло принятие этого документа. Первыми забили тревогу неправительственные организации, борющиеся за права человека и развитие гражданского общества. Исполнительный директор правозащитной организации Freedom House, базирующейся в США, Томас Мелиа отметил, что законопроект «нарушает свободу слова, подрывает независимость действующих гражданских групп» и отбрасывает назад развитие гражданского общества в России.
Примечательно, что в минувший понедельник Freedom House заявила, что Россия настолько урезала права своих граждан, что впервые с момента распада СССР в 1991 году оказалась в числе «несвободных» стран. Это является признаком того, что Москва отходит от принципов западных демократий, которые являются ее дипломатическими партнерами.
Последняя по времени реакция Госдепартамента США прозвучала в среду, когда Госдума приняла законопроект во втором чтении. Официальный представитель Госдепартамента Шон Маккормак не решился сформулировать окончательное заключение. Отметив, что для изучения документа необходимо время, Маккормак все же заявил, что при рассмотрении нового варианта законопроекта Госдумой «были учтены... опасения», которые высказывала американская сторона. Известно, что власти США действительно неоднократно обращали внимание на законопроект о некоммерческих организациях, и российским законодателям не раз приходилось слышать критику со стороны американского Конгресса и Госдепартамента.
Кроме того, свою точку зрения высказала пресс-секретарь Комиссии ЕС (исполнительный орган Европейского союза) Эмма Адвин. В интервью Радио «Свобода» она одобрила поправки, внесенные в первоначальный вариант документа, однако заявила, что «лучше бы этот законопроект вообще никогда не вносился на рассмотрение». По ее словам, Комиссия ЕС собирается продолжать свою работу в России, независимо от принятия закона об НКО.
Однако у представителя Комиссии ЕС вызывает опасение тот факт, что большинство своих программ и проектов в России Еврокомиссия осуществляет через неправительственные организации, действующие на российской территории. Комиссия ЕС еще на прошлой неделе предупредила, что в случае принятия закона будет нанесен ущерб программе социальной реабилитации в Чечне, в рамках которой оказывается помощь в размере 23,7 млн. долл. Вместе с тем Адвин сказала, что Еврокомиссия «будет продолжать осуществлять эту программу».
История Freedom House
Freedom House – это базирующаяся в Вашингтоне организация, основанная почти 60 лет назад. Исследования состояния политических и гражданских свобод Freedom House проводит с 1978 года. Финансируется совместно Агентством Соединенных Штатов по Международному развитию и Бюро по демократии, правам человека и труду Госдепартамента США.
Freedom House оценивает поведение властей во всем мире по двум критериям. Первый – политические права, возможность свободного участия в выборе лидеров и в формировании важных для общества решений. Второй критерий – гражданские свободы: независимость СМИ и надежная защита прав меньшинств. Каждое из этих измерений оценивается по шкале от 1 (максимум) до 7 (минимум). Результаты подсчета классифицируются по трем группам «свободные страны», «частично свободные» и «несвободные».
Место России в рейтингах
Начиная с 1973 года, организация Freedom House публикует ежегодные доклады, в которых государствам по 7-балльной шкале присваиваются рейтинги, соответствующие уровню развития политических прав и гражданских свобод. Наилучший показатель – 1–1.
Россия впервые внесена в рейтинг в 1991 году наряду с СССР. Тогда Россию отнесли к категории «частично свободных» стран с оценкой 3–3. СССР оказался в той же категории с оценкой 4–4. До 1998 года положение России в рейтинге оставалось примерно одинаковым. С 1998 года рейтинг России начал снижаться. Уже в 2000 году она получила 5–5 баллов, вплотную приблизившись к группе «несвободных» государств. В докладе 2005 года российский рейтинг достиг минимума с момента распада Советского Союза и сравнялся с уровнем 1989 года, когда страну в последний раз отнесли к категории «несвободных».