Соглашение по бюджету Eвросоюза вызвало сдержанную реакцию ведущих партий Eвропарламента и критику в Великобритании, которая заканчивает председательство в ЕС. В соответствии с соглашением, достигнутым в конце минувшей недели в Брюсселе лидерами 25 стран, сумма бюджета ЕС на период с 2007 по 2013 год составит 862 млрд. евро. Это соответствует 1,045% от суммарного ВВП EС. Компромиссная сумма выше, чем предлагали британцы, – 1,03%, но значительно ниже, чем советовала Еврокомиссия, – 1,24% и меньше, чем предложил Европарламент, – 883 млрд.
Суть компромисса в том, что Лондон согласился сократить сумму так называемого «британского чека» на 10,5 млрд. вместо восьми в обмен на обещание пересмотреть общую сельскохозяйственную политику EС в ближайшие три года.
Несмотря на критику у себя на родине, премьер-министр Великобритании Тони Блэр остался доволен. «Я не жду заслуженной овации», – заявил он по окончании 30-часовых переговоров. Впрочем, ожидать овацию было бы по меньшей мере странно, ведь Блэр преодолел кризис, который сам же и создал.
Утвержденный пакет бюджета представляет собой уже второй компромисс. Первый – «пакет Юнкера» (по имени премьер-министра Люксембурга Жана-Клода Юнкера) был принят подавляющим большинством членов ЕС в июне с.г., но не устраивал Великобританию, которая стремилась к реструктуризации бюджета и уменьшению собственных взносов в общую казну. Основным объектом критики британцев стало выделение 46% бюджета ЕС на общую сельскохозяйственную политику. А главным получателем сельхозсубсидий является Франция. 24 страны в итоге потребовали от британцев отказаться от так называемого «британского чека» – привилегии, которая предусматривает выплату компенсации Великобритании из казны ЕС за неиспользование сельхозсубсидий.
Необходимость «справедливого» участия в оплате расширения ЕС и угроза «паралича» в случае отсутствия фондов на интеграцию новых стран-членов оставались в центре дебатов в последние полгода. Новые страны-члены активно требовали обещанной финансовой помощи. Так, весьма решительно повела себя Польша, пригрозившая применить вето в случае утверждения британского варианта бюджета, предполагавшего значительное урезание фондов помощи новичкам.
В определенный момент спор между Великобританией и Францией зашел в тупик. «Британское председательство более не контролирует ситуацию, – заявил источник в окружении Блэра около полуночи в пятницу. – Блэр в растерянности. Канцлер ФРГ Ангела Меркель пытается урегулировать ситуацию». «Европой правит женщина, – добавил он. – Это исторический момент». Вскоре президент Франции Жак Ширак объявил о рождении франко-немецкой позиции и выразил оптимизм в отношении итогов переговоров. Таким образом, Британия оказалась изолированной и была вынуждена пойти на уступки. Утвержденный бюджет стал золотой серединой между «пакетом Юнкера» и британским скупым вариантом.
Премьер-министр Польши Казимир Марцинкевич не смог сдержать восторга и трижды воскликнул: «Yes-yes-yes!» Его страна получит самую большую сумму среди стран-новичков – 60 из 157 млрд.
«Переговоры показали, что все разговоры о солидарности в ЕС – миф, – заявил «НГ» участник событий, пожелавший остаться неназванным. – Если главы правительств богатых стран столько времени спорят о десятых долях процента национальных бюджетов на строительство общего будущего, это значит, что национальные интересы по-прежнему преобладают над европейскими». Пока это происходит, считает наш собеседник, Европе не удастся стать экономической и политической силой, которая готова встретить вызов быстрорастущих экономик Азии и Латинской Америки.
Брюссель