0
1512
Газета В мире Интернет-версия

14.12.2005 00:00:00

Саммит восточной половины мира

Тэги: асеан, азия, саммит


Сегодня в Куала-Лумпуре встречаются лидеры стран, представляющих половину человечества. Восточноазиатский саммит устроен по инициативе Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). В нее входят десять государств – Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд и Филиппины. На этот раз во встрече в верхах участвуют также руководители Индии, Китая, Японии, Республики Корея, Австралии и Новой Зеландии. Совокупно население этих стран приближается к 3 млрд. человек.

По словам председателя АСЕАН премьер-министра Малайзии Абдуллы Бадави, созыв Восточноазиатского саммита, равно как и другие форумы, проходящие на этой неделе в Куала-Лумпуре, – это ответ Юго-Восточной Азии на вызовы современной эпохи. Важнейшими из них являются обостряющаяся международная конкуренция в вопросах инвестиций и бизнеса, а также растущее политическое влияние и экономическая мощь Китая.

На перемены в международной обстановке АСЕАН ответил на этой неделе решением пойти по пути превращения ассоциации в «подлинное сообщество». Речь идет о стремлении воспользоваться опытом становления Европейского сообщества, позднее превратившегося в Евросоюз. Уже принят устав АСЕАН, направленный на усиление ее руководящих органов. Намечены и другие меры по укреплению ассоциации как региональной организации, включая создание в будущем единого парламентского органа.

АСЕАН также намеревается развивать интеграционные процессы в более широких рамках. При этом ассоциация рассчитывает, по формулировке Абдуллы Бадави, «оставаться на водительском месте», то есть и далее задавать тон в формулировании целей и задач интеграции как в политической, так и экономической сферах. Иначе говоря, ассоциация хочет считаться ядром и идеологом сотрудничества. Поэтому она инициировала созыв первого Восточноазиатского саммита, а также нескольких других саммитов, проходящих на этой неделе один за другим в столице Малайзии: «АСЕАН–Россия», «АСЕАН–Китай», «АСЕАН–Япония», «АСЕАН–Индия», «АСЕАН+3» (имеются в виду Китай, Япония и Южная Корея), «АСЕАН–Южная Корея». Что касается России, то она участвует в Восточноазиатском саммите в качестве наблюдателя.

Идея Восточноазиатского саммита впервые была высказана 25 лет назад премьер-министром Малайзии Махатхиром Мохаммадом, но тогда она «не прошла». Сейчас другое время, и преемник Махатхира Абдулла Бадави осуществляет его план сотрудничества в рамках всей Восточной Азии. У этого плана есть не только горячие сторонники, но и оппоненты.

Скептики ссылаются на большие различия в уровне развития предполагаемых партнеров, значительно более высокие, чем между странами Европейского сообщества в момент его создания. Однако статистика Азиатского банка развития свидетельствует о готовности региона к интеграции: внутрирегиональная торговля в Восточной Азии в 2003 году составляла 54% общего объема внешней торговли стран региона, что примерно равно показателю стран ЕС в 1992 году. При этом особо быстро растет торговля между КНР и странами АСЕАН – на 20% в год.

Очевидна разница в размерах стран и численности их населения: в Китае и Индии, вместе взятых, проживают почти 2,5 млрд. человек, в то время как в 10 странах АСЕАН – 530 млн. Есть и иные различия: даже внутри самого АСЕАН есть страны с полным господством частного сектора – они составляют большинство, но есть и социалистический Вьетнам с государственным и частным укладами собственности. Весьма неодинакова степень развития демократических институтов или их отсутствия (вплоть до правления военной хунты в Мьянме).

Эксперты АСЕАН указывают на возможности неравномерной экономической и политической интеграции в рамках трех структур – собственно АСЕАН, более широкого «АСЕАН+3» и, наконец, всех участников Восточноазиатского саммита. Пока эти схемы не утрясены. У приглашенных «гигантов» неоднозначные взгляды на возможные темпы интеграции: если Дели за быстрое становление сообщества, прежде всего в экономической сфере, то Пекин ограничивается поддержкой «линии АСЕАН» на поэтапность интеграции и обеспечение региональной безопасности.

Председатель АСЕАН Абдулла Бадави предсказал, что на данном этапе упор в интеграционных процессах будет делаться на собственно АСЕАН и «АСЕАН+3», а Восточноазиатский саммит, созываемый ежегодно параллельно с саммитом АСЕАН, пока будет в основном оставаться площадкой для обсуждений.

В кругах экспертов в Куала-Лумпуре наибольшие споры вызывает геополитическое значение Восточноазиатского саммита. Одни исходят из того, что одновременное приглашение Китая и Индии означает попытку «уравновесить» их друг другом. Другие считают, что саммит становится противовесом «большой восьмерке», поскольку из ее состава на нем присутствует лишь Япония. Собственно, этой идеи первоначально придерживался сам инициатор саммита Махатхир. Он же выразил недовольство тем, что позвали «заместителя американского шерифа» – Австралию. Некоторые эксперты полагают, что Австралия и Япония в любом случае «позаботятся об интересах США», хотя и признают, что «опосредствованное» подключение не обеспечивает значительного влияния.

Что касается России, то, как отметил в беседе с корреспондентом «НГ» заместитель директора Института стратегических и международных исследований Стивен Леонг (Куала-Лумпур), для нее дверь в Восточноазиатский саммит не закрыта. Москва поддерживает партнерские отношения с АСЕАН и уже подписала Договор о дружбе и сотрудничестве, регулирующий отношения стран АСЕАН с партнерами. Это важнейшие условия, обеспечивающие возможность приглашения в будущем участвовать в саммите.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2136
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1383
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1028
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1345

Другие новости