Еще никогда не случалось, чтобы практически главной темой в отношениях Вашингтона с союзниками в Европе становилась проблема пыток и тайных тюрем, практикуемых ЦРУ, как в эти дни в ходе европейского турне госсекретаря США. Кондолиза Райс занималась ею в Берлине, Бухаресте, Брюсселе, даже Киеве. И повсюду заверяла: «Мы не занимаемся пытками».
В свою очередь, эта тема вынудила в последние дни делать заявления лидеров Германии, Англии, Италии, Польши, Таиланда и других стран. Но как пишет берлинская «Вельт», «не слишком утешительно, когда главная держава Запада вынуждена заверять, что не занимается пытками пленных. Еще больше, однако, должно беспокоить то, что никто не верит этим заверениям».
В бельгийской столице госсекретарь в среду вечером коллективно информировала своих коллег в ЕС и НАТО о тайных транспортировках пленных секретной службой США. Правда, госсекретарь не вдавалась в детали. По мнению бельгийского министра иностранных дел Карела де Гухта, «ничего нового» Райс не сказала, однако все участники ужина тем не менее выразили, по его же словам, удовлетворение «информацией». Не исключено, что все столь же коллективно хотели бы замять скандал, грозящий очередным кризисом доверия в трансатлантической сфере.
Действия США ставят в чрезвычайно щепетильное положение европейских союзников. Во-первых, кое-что они все-таки знали о методах ЦРУ и помалкивали. В итоге теперь Вашингтон может требовать от них прекращения критики, угрожая раскрыть, кто и как был информирован. Но что еще существеннее, косвенная причастность к критикуемым операциям американских спецслужб вполне может породить сомнения в стопроцентной искренности политики как отдельных стран, так и ЕС и НАТО в отношении области прав человека.
Во-вторых, это может вызвать внутриполитические завихрения. Пока что особенно в Германии, где лидеры СвДП уже поднимают вопрос об отставке министра иностранных дел Франка-Вальтера Штайнмайера, который признал, что в бытность главой ведомства федерального канцлера был информирован о деле немецкого гражданина ливанского происхождения, тайно захваченного ЦРУ в заложники. Но ведь самоуправство ЦРУ в воздушном пространстве, а также на территориях европейских стран, бросает тень на их суверенитет, ставит вопрос об ответственности лидеров.
Уходящий польский президент Александр Квасьневский опроверг существование секретной тюрьмы ЦРУ в Польше, хотя американский телеканал АВС, сообщая о ее недавнем закрытии, поименно назвал даже содержавшихся в ней 11 террористов «Аль-Каиды». Впрочем, Квасьневский, говоря о сотрудничестве спецслужб, признал, что «о его подробностях мы на руководящем уровне естественно не знаем». Премьер-министр Тони Блэр говорил о том, что не знает ни о секретных тюрьмах в Европе, ни о как минимум 18 посадках самолетов ЦРУ в британских аэропортах в палате общин. Наиболее откровенно высказался итальянский премьер Сильвио Берлускони, подтвердивший, что ни он, ни другие члены его правительства, ни кто-либо еще не были поставлены в известность о миссиях ЦРУ в Италии.
Странным образом именно украинской столице госсекретарь публично обещала, что США в этом вопросе будут руководствоваться не только своим, но и международным правом. Это трактуется американской прессой, как «поворот», поскольку Вашингтон ранее не признавал положения Конвенции ООН против пыток, если ЦРУ занималось такими допросами вне пределов США. Однако комиссар ООН по правам человека Луиза Арбур выразила тем не менее недоверие к заверениям Райс. Арбур сказала, что одно дело осуждать методы пыток, как госсекретарь, а другое «гарантировать, что этого не будет».