Россия не на шутку будет биться с Америкой за стратегические проекты в Индии. Это стало понятно вчера по результатам переговоров президента РФ с премьер-министром Индии Манмоханом Сингхом. «Отношения между Индией и Россией действительно носят стратегический характер, – заявил глава российского государства. – Мы знаем, что у нас есть проблемы, которыми мы должны заниматься. Это развитие торгово-экономических связей. Здесь еще очень много нужно сделать».
Вчера же на экономическом форуме «Россия и Индия: стратегическое партнерство» вице-премьер РФ Александр Жуков, подчеркнув важность промышленной кооперации, пожаловался, что «объем торгово-экономического сотрудничества России с Индией пока не соответствует уровню нашего политического взаимодействия, нашим возможностям». По его мнению, надо искать пути развития и диверсификации этих отношений. «В настоящее время государственное сотрудничество отходит на второй план и на первый план выходит взаимоотношение финансово-кредитных организаций двух стран», – считает Александр Жуков.
По словам одного из участников российско-индийской рабочей группы, приоритетными отраслями экономического сотрудничества с Индией российское правительство утвердило нефтегазовую отрасль и электроэнергетику. В нефтяной отрасли помимо участия в проекте «Сахалин-1» индийцы претендуют на полноправное подключение к разработке других российских нефтегазовых месторождений и строительству трубопроводов. Россия же не прочь добывать индийские ресурсы и готова «помочь» в третьих странах. И, конечно, новые электростанции Индии тоже остро нужны.
Между тем присутствие России в Индии по сравнению с американскими компаниями и компаниями других стран пока носит явно символический характер. И нашему бизнесу придется вступить в конкуренцию с ними. В Индии работают более 500 американских компаний, которые вовсе не собираются сдавать свои позиции. Однако и характер политико-экономических отношений Индии с Россией несколько сменился, что, соответственно, подразумевает изменение их структуры.
Как стало известно, Индия настаивает на том, чтобы в качестве ее доли в совместных инфраструктурных проектах засчитывался по частям ее рупийный долг России. Сегодня он оценивается на уровне 2 млрд. долл. Однако только одна куданкуламская электростанция требует инвестиций примерно в размере 1,7 млрд. долл.