Глава Палестинской автономии (ПА) Махмуд Аббас стал фактически главной фигурой на завершившемся вчера в Барселоне саммите ЕС со странами Средиземноморья. Это единственный арабский лидер, лично прибывший на встречу в верхах, посвященную десятилетию партнерства Единой Европы с регионом (сюда относят Алжир, Египет, Израиль, Иорданию, Ливан, Марокко, ПА, Сирию, Тунис и Турцию). По представительности с палестинской делегацией могла сравниться лишь турецкая – ее возглавил премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган.
Между тем Евросоюз направил в Испанию «сливки общества» – Тони Блэра, премьер-министра председательствующей в ЕС Великобритании, Высокого представителя ЕС по внешней и оборонной политике Хавьера Солану, председателя Европарламента Хосепа Борреля. Приехала в Барселону и Ангела Меркель – глава германского правительства. Боррель посетовал, что причины отсутствия арабских лидеров порой нельзя назвать уважительными.
Основной акцент европейцы сделали на согласовании с партнерами мер по борьбе с терроризмом, а также реформировании региона. Между тем делегатов из Средиземноморья, похоже, больше волновали вопросы финансовой поддержки со стороны ЕС. «Нам представляется унизительным, что европейцы требуют от нас реформ, давая взамен всего несколько евро», – заявил государственный министр Алжира Абдельазиз Бельхадем.
В рамках саммита палестинский лидер Аббас встретился с первым вице-премьером Израиля Эхудом Ольмертом. Израильские источники отмечают, что Ольмерт вновь призвал Аббаса разоружить террористические формирования, в том числе ХАМАС. Аббас провел также совместную пресс-конференцию с Тони Блэром. «Террор экстремистов на Ближнем Востоке – это главное препятствие на пути к созданию независимого Палестинского государства», – отметил британский премьер.
Аббас приехал в Барселону в конце богатой событиями недели на Ближнем Востоке: а это прежде всего торжественное открытие КПП Рафах в пятницу и внутрипартийные выборы в движении ФАТХ в воскресенье. КПП Рафах стал первым пограничным пунктом автономии, не контролируемым Израилем. Через него палестинцы смогут попадать как в Египет, так и в Израиль. В автономии уже ждут следующего этапа – открытия так называемого «свободного коридора» между сектором Газа и Западным берегом Иордана.
Что же касается праймериз, то их результаты, по оценкам наблюдателей, дают Аббасу почву для оптимизма. Основные места в списке заняли активисты последней интифады. Таким образом, лавры борцов с «сионистской оккупацией» не смогут быть присвоены исключительно ХАМАСом. А противостояние людей Аббаса с ХАМАСом – основная интрига предстоящего голосования.
Для Израиля же результаты праймериз в ФАТХе создали дилемму. Первое место на них одержал бывший лидер группировки «Танзим» Марван Баргути. «Танзим» – молодежное крыло ФАТХа – получила известность в начале интифады как наиболее активная террористическая группа. Сам Баргути приговорен к пяти пожизненным заключениям и еще 40 годам тюрьмы за организацию терактов. На праймериз он баллотировался от Рамаллаха и получил 96% голосов. Избрание Баргути вновь поднимает вопрос о его освобождении. Глава израильского МИДа Сильван Шалом уже заявил, что «Израиль никогда не освободит Баргути, одного из наиболее опасных террористов, чьи руки обильно запятнаны кровью израильтян». Вместе с тем министр транспорта Меир Шитрит (приближенный к Ариэлю Шарону и вышедший вместе с ним из «Ликуда») отметил, что Баргути «боролся за демократию» в ПА, и «если будет достигнут мирный договор с палестинцами, то в его рамках может идти речь и об освобождении этого человека».
Иерусалим