Опросы общественного мнения гарантируют Ариэлю Шарону успех.
Фото Reuters
Израильская политическая сцена изменилась до неузнаваемости. Амир Перец, став лидером «Аводы», сделал то, что и обещал: вывел своих министров из правительства Ариэля Шарона. Коалиция распалась, и выборы стали неизбежными. Вслед за этим Шарон решил покинуть собственную партию «Ликуд» и создать новое политическое движение. Этот шаг, по сведениям приближенных Шарона, продиктован его намерением продолжить мирный процесс с палестинцами.
«Ликуд» в его нынешнем виде не позволяет двигаться вперед, а премьер-министр не намерен сидеть сложа руки», – заявляют в окружении Шарона. У новой партии еще нет названия (предположительно, она будет называться «Национальная ответственность»), но опросы общественного мнения гарантируют Шарону успех. По данным социологов, новое политическое образование получит на выборах около 28 мандатов из 120. «Авода» во главе с Перецом наберет столько же, а «Ликуд» останется лишь с 18 мандатами.
«Речь идет об изменении всей системы, – говорит в беседе с корреспондентом «НГ» доктор политологии Бар-Иланского университета Ашер Коэн. – До сегодняшнего дня израильская политика была двухблоковой: «Авода» – слева, «Ликуд» – справа и вокруг них партии-спутники. Теперь речь идет о трех партиях среднего масштаба и отсутствии крупных блоков». Коэн полагает, что партия Шарона, ориентированная на нишу центра, при всей своей внешней привлекательности может потерпеть и фиаско. Оказавшись между «Ликудом» и «Аводой» и не имея достаточно времени, чтобы утвердиться в сознании избирателей, она может начать терять свою популярность, пояснил политолог.
Следует отметить, что это «размежевание» не первое в политической карьере нынешнего израильского премьера. В конце 70-х он уже пытался создать свою партию, которая набрала всего два мандата и исчезла так же быстро, как и появилась. Однако на сей раз речь идет о партии, которую называют партией «звезд». Помимо политиков в ней на первых ролях будут такие люди, как бывший глава спецслужбы ШАБАК Ави Дихтер и, возможно, президент одного из израильских университетов Авишай Браверман.
На данный момент к Шарону готовы присоединиться 12–15 депутатов от «Ликуда», и в первую очередь те, кто были верны ему на протяжении всего процесса размежевания с палестинцами – министр финансов Эхуд Ольмерт, министр юстиции Ципи Ливни, министр внутренней безопасности Гидеон Эзра. Министр обороны Шауль Мофаз, как стало известно «НГ», склоняется к тому, чтобы остаться в «Ликуде».
«Нам предстоит немалая работа, – комментирует для «НГ» создавшуюся в «Ликуде» ситуацию депутат от этой партии, вице-спикер парламента Юлий Эдельштейн. – Свято место пусто не бывает, и в «Ликуде» немало достойных людей, которые могут заменить Шарона». Действительно, не менее шести кандидатов уже заявили о намерении баллотироваться на освободившуюся вакансию. Бывший министр финансов Биньямин Нетаньяху и министр иностранных дел Сильван Шалом, лидер антишароновской оппозиции Узи Ландау и министр обороны Шауль Мофаз. Это далеко не полный список. ЦК партии соберется в четверг, чтобы решить вопрос о дате праймериз.
На флангах политического поля также готовятся к выборам. Правые партии, потерпевшие сокрушительное поражение в борьбе против размежевания с палестинцами и демонтажа еврейских поселений, объединяются в блок. Как сказал «НГ» пресс-секретарь партии Национальное единство Алекс Эпштейн, «речь идет о создании блока правых партий, которые могут стать мощным фактором после выборов, с которым Шарону придется считаться». Опросы предвещают этому блоку 20–25 мандатов.
На левом же фланге объединения не получилось. Инициатива депутата Кнессета Иоси Сарида объединить ультралевый блок «Яхад» с партией «Авода» не нашла поддержки. Более того, как сказал «НГ» депутат от Яхад Роман Бронфман, он намерен баллотироваться в Кнессет не от этого блока, а от своей партии «Демократический выбор». «Принципиальных разногласий между нами нет, – заявил он. – Но я не хочу ограничиваться только израильско-палестинской тематикой. Есть немало социальных проблем, которым не уделяется достаточно внимания в программе «Яхад», в том числе проблемы русскоязычного населения».
В «Аводе», в свою очередь, Амир Перец также уделяет внимание русскоязычному электорату, который резко отрицательно относится к лидеру профсоюзов. В качестве первого шага по сближению с «русскими» Перец приступил к изучению русского языка.
═
Иерусалим