Сегодня будут объявлены предварительные результаты второго тура выборов в парламент Египта. Основная схватка за депутатские кресла идет между правящей Национально-демократической партией (НДП) и запрещенной организацией «Братья мусульмане». В ход идут все методы борьбы, включая поджоги и массовые аресты. Накануне второго раунда голосования сгорел один из центральных офисов НДП в Каире, а буквально за несколько часов до открытия избирательных участков в воскресенье, по данным Рейтер, власти задержали до 200 «братьев», среди которых и кандидаты в депутаты.
Голосование прошло в девяти провинциях, в том числе в Александрии, Суэце, Эль-Фаюме и Порт-Саиде. На места в парламенте претендовали более 1780 человек, подавляющее большинство которых (почти 1,5 тыс.) – независимые кандидаты, в том числе члены «Братьев мусульман» (около 50 кандидатов). От НДП участие приняли 144 кандидата. А от официальной оппозиции – всего 81.
По итогам первого тура, прошедшего в два этапа, 8 и 15 ноября соответственно, лидирует НДП. Правящая партия получила 70% из 164 мест, разыгранных в первом туре. Значительного успеха, заняв вторую позицию (34 мандата, или более 20%), добились и «Братья мусульмане». Независимые кандидаты и оппозиционные силы получили по восемь мест, причем большинство независимых объявили о своей поддержке правящей партии.
Эти результаты вполне закономерны. Лидеры официальной оппозиции заявляют о подтасовках, однако аналитики отмечают, что в действительности их позиции слишком слабы. Население Египта не спешит доверять оппозиционной коалиции «Национальный фронт», составленной из 11 партий разной ориентации. В него входят антимубаракская группа «Кефая» («Хватит!»), либеральная партия «Аль-Вафт», партия насеристов (сторонники бывшего президента Гамаля Абдель Насера), партия марксистов и т.д.
Местные наблюдатели считают, что большинство египтян голосуют за НДП, опасаясь перемен. По этой причине на состоявшихся в сентябре президентских выборах народ снова предпочел «вечного» Хосни Мубарака. Собственно, и сейчас, избирая парламент, люди голосуют скорее за него, чем за национал-демократов. Плакаты партии, как правило, безликие – только текст лозунга и имя кандидата. Зато рядом зачастую можно видеть сохранившийся с президентских выборов плакат «Да Мубараку!» с улыбающимся лицом президента.
Те же, кто жаждет радикальных перемен, голосуют за «Братьев мусульман». Не имея законного права использовать наглядную агитацию, «Братья» завоевывают электорат, передавая свою платформу «из уст в уста». В мечетях можно увидеть наклейки с надписью: «Что ты сделал для блага мусульман?». Главный лозунг братьев «Ислам – вот решение» дополнен обещанием предоставить большее политическое представительство христианам.
Руководство организации объявило, что собирается создать политическую партию, правда, под другим названием. Как заявил один из лидеров «Братьев», д-р Абдельмунаам Абу Аль-Фатух, организация выступает за «светское государство, но на основе шариата».
Многие аналитики видят в усилении «Братьев мусульман» опасную для Египта тенденцию. Главный редактор ведущей египетской газеты «Аль-Ахрам» Осама Сарая так комментирует для «НГ» ситуацию: «Политическая среда в значительной степени изменилась после внесения в Конституцию некоторых поправок: благодаря тому, что порог для вхождения в парламент был понижен до 5%, законодательный орган стал представительным. В последнее время организации религиозного толка становятся все более влиятельными. После начала глобальной войны против терроризма все больше египтян стали симпатизировать экстремистски настроенным организациям. А политические силы, считавшиеся ранее умеренными, ради привлечения голосов избирателей начали использовать более радикальные лозунги, а это может значительно изменить политический климат в Египте».
Каир–Москва