Тони Блэр подсчитывает политические убытки.
Фото Reuters
9 ноября стало беспрецедентным днем для трех ведущих государств. Серьезные удары по действующей власти нанесены в США, Великобритании и Израиле. Пошатнулись позиции ключевых собеседников президента Владимира Путина – президента США Джорджа Буша, а также глав правительств Израиля и Великобритании – Ариэля Шарона и Тони Блэра.
═
Британцы не хотят расставаться с вольностями
═
«Тефлоновый Тони мертв» – так прокомментировала итоги голосования в палате общин «Таймс». Прозвище «тефлоновый» закрепилось за главой правительства благодаря тому, что за восемь лет пребывания у власти он не раз попадал в острейшие политические переделки, но всегда умел одержать верх над оппонентами. На сей раз депутаты отвергли важнейшее положение законопроекта о предотвращении терроризма, несмотря на то что Блэр предпринял экстраординарные шаги, для того чтобы обеспечить большинство своему детищу.
Более 40 парламентариев-заднескамеечников от Лейбористской партии Блэра присоединились к противникам билля из других партий. В итоге за предложение правительства проголосовал 291 депутат, а против – 322. Поводом для схватки стали те статьи билля, которые предусматривали, что полиции будет разрешено держать в заключении лиц, подозреваемых в намерении совершить теракт, не предъявляя обвинения, в течение 90 дней. Ныне действующий закон позволяет задерживать подозреваемого только на 14 дней. После того как в июле потомки эмигрантов из Пакистана и Африки взорвали бомбы в лондонском метро и автобусе, полиция потребовала предоставить ей больше времени для допроса задержанных.
Однако ни красноречие Блэра, ни приводившиеся им ссылки на доклады руководителей спецслужб не переубедили противников этой драконовской, по британским понятиям, меры. Правозащитники напоминали, что еще Хартия вольностей, принятая в глубоком Средневековье, запрещала властям держать человека в темнице, не объясняя причин ареста. Поэтому вместо запрашиваемых трех месяцев палата разрешила держать людей под замком лишь в течение 28 дней.
Столь неблагоприятный для премьера результат, по мнению его оппонентов, выдвигает на первый план вопрос о том, способен ли он продолжать руководить государством. Лидер тори Майкл Говард так и заявил: авторитет Блэра подорван, поэтому он должен уйти. Консерватору вторит либерал-демократ Саймон Хьюджез, утверждающий, что после такой ошибки у Блэра останется куда меньше шансов остаться на плаву.
Все это не значит, что главе правительства грозит немедленная отставка. Но критики уже называют Блэра хромой уткой. На укрепление позиций премьера отнюдь не работает также данное им обещание уйти в отставку до следующих выборов. Обозреватели полагают, что груз поражения окажет неблагоприятное психологическое воздействие на лейбористов и вряд ли позволит правительству провести в жизнь обещанные реформы в области пенсионного обеспечения, школьного образования, борьбы с молодежной преступностью. Но ахиллесова пята Блэра – это то, что он больше не обладает безраздельным контролем над собственной партией.
9 ноября стало черным днем и для президента США Джорджа Буша. Исследовательский центр Пью опубликовал опрос, согласно которому рейтинг Буша достиг наименьшего показателя, когда-либо зарегистрированного этой организацией для действующего главы государства. Он составляет 36%. Среди проблем Буша – тяжелая ситуация в Ираке, а также высокие цены на топливо в стране.
═
Перес уходит, Шарон шатается
═
9 ноября вторая по величине израильская партия – Авода избирала своего лидера. На этот пост претендовали действующий председатель партии 82-летний Шимон Перес и лидер израильских профсоюзов, 53-летний Амир Перец. Победа Переса, которого поддерживали все центральные фигуры в партии Авода, казалась гарантированной. До последнего дня опросы среди членов партии прогнозировали победу Переса с разрывом почти в 15%. Однако Шимон Перес, за которым в израильской политике давно и прочно укрепилось нелестное прозвище Лузер (проигрывающий), подтвердил его справедливость вновь. 10 ноября генсек партии Эйтан Кабель огласил результаты. Амир Перец набрал 42% голосов. Шимон Перес – 40%.
Результаты выборов имеют критическое значение для всей политической системы страны. Одним из наиболее горячих сторонников Переса был не кто иной, как премьер-министр Ариэль Шарон. Противостояние Переса и Переца в первую очередь было вокруг вопроса о продолжении участия партии Авода в правительстве национального единства. Перес выступал за продолжение сотрудничества с Шароном. Амир Перец требовал немедленного выхода из правительства. На первой после победы пресс-конференции новоизбранный председатель Аводы заявил: «Приложу все усилия к скорейшему выходу партии из правительства и сокращению дней этого правительства».
Шарон и Перец договорились о встрече в воскресенье. Шарон попытается убедить Переца не выходить из правительства. Но большинство политиков уверено, что уже в ближайшие недели страна погрузится в предвыборную кампанию.
По вопросам внешней политики Перец известен как «голубь». Его ближайшая задача – подтвердить легитимность своего лидерства в партии. Министры от Аводы и в первую очередь Шимон Перес не торопятся расстаться с министерскими креслами.
═
Москва-Иерусалим