Французские жандармы проверяют документы на КПП под Парижем.
Фото Reuters
В ночь на среду во Франции начал действовать закон о чрезвычайном положении. Он позволяет вводить комендантский час и подвергать нарушителей немедленному заключению в тюрьму сроком до двух месяцев или крупному штрафу. Резко увеличены силы правопорядка, брошенные на подавление беспорядков. Лица, подозреваемые в хранении оружия, могут быть подвергнуты домашнему обыску без постановления суда. Наблюдатели отмечают, что введением чрезвычайных мер правительство косвенно признало, что Французская Республика оказалась в ситуации, сходной с военным положением.
Пока неясно, насколько действенными окажутся эти меры. Если исходить из числа сожженных автомобилей, сократившегося с 1300 в понедельник до 600 в ночь со вторника на среду, а арестованных – с 395 до 330, то интенсивность преступлений несколько упала. В остальном же 13-я ночь мятежа «проблемных окраин» была полным продолжением предыдущих, и общая напряженность не снизилась.
Самые крупные беспорядки отмечены в городах Тулуза и Лион. В пригороде Лиона было совершено нападение на съемочную группу телеканала РТР. Журналисты, как сообщают информагентства, не пострадали. Однако их машина серьезно повреждена.
В городе Аррасе (департамент Па-де-Кале) были сожжены два больших рынка. В юго-восточной части страны в городе Грасс сгорело здание редакции местной газеты. В городе Доле, что в департаменте Юра, сожжено девять автобусов. В Бассансе близ Бордо водителю едва удалось спастись, когда в его автобус была брошена бутылка с горючей смесью. Список таких «сводок с фронтов» весьма длинный, поскольку поджоги, взрывы, столкновения отмечены в ночь на среду в 226 коммунах страны.
По данным последнего опроса, решение правительства ввести комендантский час поддерживают 73% французов.
Выступление премьер-министра Доменика де Вильпена по телевидению, в котором он объявил о введении чрезвычайных мер, привлекло внимание 13 млн. зрителей. Премьер пообещал «восстановить порядок и обеспечить безопасность жителей». Однако полной уверенности на этот счет, по-видимому, нет. Как заявил де Вильпен, если чрезвычайные меры окажутся недостаточными для прекращения «кризиса городских окраин», то у властей останется единственное средство повлиять на ситуацию – армия.
Тем временем новые случаи вандализма отмечены в ночь на среду в Германии. В Кельне сожжены четыре автомашины, а в Берлине в районах Веддинг и Панков – шесть автомобилей и один мотороллер. «Поджоги концентрируются в социально горячих местах столицы с высокой безработицей и высокой долей иностранцев», – отмечает «Шпигель».
Немецкие СМИ широко обсуждают ситуацию с иммигрантами. В столице страны проживают примерно 450 тыс. иностранцев. В кварталах Моабита это уже каждый третий житель. Уровень безработицы в Берлине в целом достигает 19%, а среди молодых мигрантов он еще много выше – до 50%.
Проблемы налицо, причем не только в столице, но и во многих городах. В этой связи газета «Вельт» сообщает, что попутно с коалиционными переговорами ХДС/ХСС и СДПГ договорились о том, чтобы все вопросы, относящиеся к интеграции иностранцев, были сконцентрированы в Федеральном ведомстве по делам миграции и беженцев в Нюрнберге.