Главы МИД стран – членов СБ ООН собрались вчера в Нью-Йорке, чтобы обсудить предварительные выводы комиссии, расследующей обстоятельства убийства бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири. Международная следственная комиссия под руководством германского обвинителя Детлева Мехлиса установила, что высокопоставленные ливанские и сирийские должностные лица причастны к убийству Харири и еще двадцати человек, совершенному 14 февраля 2005 года. Комиссия также заявила, что нежелание Сирии сотрудничать затруднило ее работу.
Выводы Мехлиса легли в основу проекта жесткой резолюции по Сирии, соавторами которой стали США, Франция и Великобритания. Согласно этому документу, все государства должны заморозить активы подозреваемых лиц, указанных комиссией, и наложить запрет на въезд этих лиц и транзит. Предусмотрено введение санкций против граждан, которых комиссия Мехлиса указала в качестве подозреваемых, но не против государства Сирия. Документ содержит требование к Дамаску задержать сирийских должностных лиц и прочих граждан, которые могут быть причастны к убийству Харири, и «полностью и безоговорочно выдать» их комиссии. Сирии также предписывается разрешить комиссии допросить должностных лиц и прочих граждан, которые могут представлять интерес для следствия. Причем это должно быть сделано за пределами Сирии и (или) без присутствия каких-либо других сирийских должностных лиц. Как подчеркивают американские дипломаты, список лиц, которых можно было бы допросить, включает и президента Башара Асада.
В документе также говорится, что Совет Безопасности «рассмотрит дальнейшие меры», если Сирия не выполнит требования СБ ООН. Такие меры включают в себя ряд экономических санкций и разрыв дипломатических отношений.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров до последнего момента выступал с критикой проекта резолюции. Как известно, Москва относит Дамаск к своим наиболее надежным партнерам, в том числе в деликатных сферах. Прежде всего имеется в виду сотрудничество в военно-технической области. На прошлой неделе Башар Асад звонил в Москву Владимиру Путину – очевидно, в поисках поддержки. Из сообщения кремлевской пресс-службы явствовало, что Путин приветствовал шаги Сирии по сотрудничеству с комиссией Мехлиса.
Российские дипломаты изначально не хотели говорить о санкциях. В частности, им не нравится, что лица, которых предполагается наказать ограничениями на поездки и замораживанием личных счетов, не перечисляются. Москва требовала фактов, которые обосновывали бы введение санкций. Кроме того, Россию смущало, что наказывать придется «подозреваемых», то есть людей, чья вина не доказана судом. Позиция Москвы в этом вопросе совпала с мнением арабских государств. «Неправильно было бы смешивать уголовно-процессуальные механизмы с межгосударственными отношениями», – отметил глава МИДа Сергей Лавров перед вчерашним заседанием СБ ООН. Однако США, Франция и Великобритания остались глухи к аргументам России.