На продолжающихся в Берлине переговорах ХДС/ХСС и СДПГ стороны медленно, но верно продвигаются к образованию совместного федерального правительства. Выборы нового канцлера Ангелы Меркель предварительно намечены в бундестаге на 22 ноября. Основные споры между будущими партнерами идут главным образом по финансовым и социально-экономическим проблемам. Однако выясняется, что в окружении Меркель вынашивают свои планы в отношении внешнеполитического курса.
По сведениям хорошо информированного журнала «Шпигель», руководство ХДС стремится к отходу от шрёдеровской внешней политики. Но это не должно быть записано в коалиционном договоре. «Мы не намерены настаивать на этом сейчас, что только отяготило бы атмосферу переговоров», – поведал один из руководящих деятелей ХДС. Как сообщил вчера «Шпигель» на своем интернет-сайте, «в списке внешнеполитических задач будущего канцлера Ангелы Меркель в самой верхней строчке значится новый старт отношений с США при одновременной большей дистанции с Россией». В ХДС считают, что баланс должен снова выдерживаться. Однако на переговорах с социал-демократами представители этой партии открыто ни о каком «новом старте» речи не ведут, ограничиваясь общей формулой о «сохранении и укреплении трансатлантической дружбы». Между тем в консервативном лагере имеют в виду ослабить также воспринимаемую как чрезмерно тесную привязку к Франции.
И одновременно сильнее привлечь к себе восточноевропейских партеров по ЕС.
Надежды определенных кругов ХДС/ХСС повернуть внешнеполитический руль беспокоят социал-демократическую часть будущего правительства. По сведениям немецких СМИ, в окружении будущего министра иностранных дел Франка-Вальтера Штайнмайера христианским демократам рекомендуют «спокойно и концентрированно» заняться образованием большой коалиции, а что касается внешней политики, то она должна ориентироваться на интересы Германии. В свою очередь, заместитель председателя социал-демократической фракции в бундестаге, а заодно (при красно-зеленой коалиции) правительственный координатор российско-германских связей в общественной сфере Гернот Эрлер подчеркнул: «Главная линия внешней политики должна проходить через МИД». Правда, он признал, что канцлер Меркель сможет «расставлять акценты».
Что касается России, то Ангела Меркель заверила президента Владимира Путина на сентябрьской встрече в Берлине, причем даже по-русски, что ее правительство продолжит линию на стратегическое партнерство с Россией. Нет сомнения, что так и будет, например, с его экономической составляющей. Кровная заинтересованность в надежном и долгосрочном энергоснабжении не побудит Берлин отказаться от балтийского газопровода при всей оппозиции проекту со стороны восточноевропейцев. А вот политическая атмосфера может претерпеть изменения. Некоторые немецкие правозащитные организации требуют от будущего федерального правительства более определенной критики ситуации с правами человека в России. Такие настроения есть и в части консервативного лагеря.
Само собой объятий лидеров уже не будет. И это даже хорошо, если в оптике двусторонних встреч на первый план выйдут отношения, определяемые долгосрочными интересами и задачами партнерства. Вполне вероятно, что вскоре международная политика ФРГ станет менее однозначной. На нее смогут влиять, вызывая колебания, различные внешнеполитические представления участников большой коалиции. Причем не только на российском направлении.
Кстати, появилась информация о продолжении «Петербургского диалога» – своего рода «общественной палаты» российско-германских отношений. Этот форум, возникший по инициативе Путина и Шрёдера, соберется 30 ноября в Санкт-Петербурге. Обычно в его заседаниях принимали участие лидеры обеих стран. На сей раз он пройдет после избрания нового германского канцлера.