Могила Ясира Арафата и президентская резиденция «Муката», поврежденная израильскими танками, – основные достопримечательности Рамаллаха. Главный город Палестинской автономии, полуразрушенный-полуобновленный, всерьез взялся за свой имидж: власти решили изыскать миллион долларов на обустройство могилы покойного лидера, еще 10 млн. готовы дать японцы на ремонт «Мукаты». В Рамаллахе нередко бывают высокие гости из ключевых стран Ближнего Востока и мира, отсюда и стремление к благоустройству. Кстати, перед визитом Путина палестинцы спешно заасфальтировали площадку вблизи могилы Арафата и возвели некую пристройку к резиденции. Здесь надеются также увидеть в обозримом будущем и Джорджа Буша, однако последний четко дал понять, что до окончания своего президентского срока может и не доехать до Палестины, мол, до 2008 года не стоит ожидать создания Палестинского государства. Глава МИД РФ Сергей Лавров прибывает в Рамаллах во второй половине дня в среду. Израильский протокол предполагает, что по территории страны глава МИДа иностранного государства перемещается в израильской машине. Палестинцы, в свою очередь, выделяют палестинский автомобиль. На одной из пустынных улиц на фоне загородительной стены, выстроенной израильтянами вдоль границы с Палестинской автономией, Лавров меняет машину. Эта процедура занимает всего несколько минут, но она весьма символична. В «Мукате» у Лаврова запланированы переговоры с руководителем Палестинской администрации Махмудом Аббасом и министром иностранных дел Насером аль-Кидвой. По двору резиденции расхаживают вооруженные люди. Они охраняют спокойствие главного палестинца и его гостей. Наверху в одном из уютных помещений идут переговоры о палестино-израильских проблемах. На первом этаже ужинают солдаты из гвардии Аббаса. Меню простое: курица и рис. Президентская резиденция – та же казарма, только вид у нее более эстетичный.
Когда Лавров ехал из Иерусалима в Рамаллах, поступило известие о взрыве на рынке в Хадере: пять человек погибли, еще 30 получили ранения. В этот момент на рынке находились более трехсот человек. Ответственность за теракт взял на себя «Исламский джихад». Это самый кровавый теракт за последние три месяца. Очередной взрыв – закономерный вопрос: контролирует ли Аббас ситуацию? Способен ли он обуздать экстремистские группировки и положить конец террору, как обещает Израилю и «ближневосточному квартету» (Россия, США, Европейский союз, ООН)? На любой взрыв израильтяне реагируют силовыми операциями. Нынешний случай не исключение. В ночь на четверг ВВС Израиля нанесли удары по сектору Газа. Армия готовится начать широкомасштабную операцию на палестинских территориях.
Махмуд Аббас, добивающийся создания независимого палестинского государства, в непростом положении. С одной стороны, нужно проводить реформы, без которых нельзя реализовать мирный план «Дорожная карта» и соответственно добиться создания государства. С другой стороны, у Аббаса мало шансов выполнить одно из главных требований Израиля и «ближневосточного квартета» – уничтожить инфраструктуру террора, поскольку организации типа ХАМАС и «Исламский джихад» действуют совершенно самостоятельно. По мнению многих наблюдателей, по мере приближения первых парламентских выборов, намеченных на январь, ситуация на палестинских территориях может обостриться.
Лавров призвал и Палестину и Израиль к активной борьбе с терроризмом, назвав их естественными союзниками России в этой борьбе. Однако как усадить за стол переговоров таких «союзников», как Махмуд Аббас и премьер-министр Израиля Ариэль Шарон? Тем более после нового взрыва. Аббас явно заинтересован в такой встрече и, вероятно, просил Лаврова о содействии. На вчерашних переговорах в Тель-Авиве главы МИД РФ с Шароном обсуждались способы продвижения мирного процесса и звучали призывы остановить насилие, однако израильский премьер пока не готов к личной встрече с палестинским лидером. Российская дипломатия также не оставляет попыток свести за столом переговоров в Москве все заинтересованные стороны ближневосточного урегулирования. Палестинцы, которым Москва обещает содействие в налаживании нормальной жизни, включая социально-экономические вопросы и безопасность, ответили согласием. Израильтяне продолжают размышлять. Они не отвергают идею подобной конференции в принципе, но не считают ее реализуемой в ближайшие месяцы. Среди акцентов, которые израильтяне ставят на переговорах с Москвой, – необходимость введения санкций против Ирана, разрабатывающего ядерное оружие и призывающего устами своего президента к уничтожению Израиля, а также Сирии, обвиняемой многими государствами в терроризме. Москва, как известно, выступает категорически против введения санкций.
Рамаллах–Тель-Авив