Лавров заслушал мнение обеих сторон в ближневосточном конфликте.
Фото Александра Шалгина. (НГ-фото)
Министр иностранных дел Сергей Лавров прибыл вчера с рабочим визитом в Израиль. Иерусалим стал первым пунктом ближневосточного турне главы российской дипломатии. Одна из главных задач министра – подтвердить принципиальную позицию России в отношении противодействия терроризму и религиозному экстремизму, акцентировать необходимость сплочения международного сообщества перед лицом новых угроз.
Речь идет о первом визите Лаврова на Ближний Восток после реализации плана размежевания, согласно которому Израиль вывел свои поселения и войска из сектора Газа и части Западного берега реки Иордан. Переговоры главы МИД РФ являются частью усилий, предпринимаемых «ближневосточным квартетом» (РФ, США, ЕС, ООН) с целью содействия ближневосточному урегулированию. А о том, что ситуация непростая и после реализации плана размежевания, свидетельствуют новые акты насилия и факт отмены запланированной встречи между премьер-министром Израиля Ариэлем Шароном и руководителем Палестинской автономии Махмудом Аббасом.
Именно вопросы палестино-израильского урегулирования были в центре внимания на переговорах, которые Лавров провел вчера с представителями израильского и палестинского руководства. Здесь высоко оценивают роль российской дипломатии, о чем свидетельствует список собеседников министра в Иерусалиме и Рамаллахе. В программу Лаврова были включены встречи со всеми ключевыми представителями руководства – с премьер-министром Израиля Ариэлем Шароном, президентом Моше Кацавом а также главой палестинской администрации Махмудом Аббасом. Основным собеседником Лаврова в Иерусалиме стал его коллега Сильван Шалом.
Москва полагает, что после реализации плана размежевания для палестино-израильских отношений наступил очень ответственный момент. По мнению российских дипломатов, важно не допустить «рецидивов взаимного недоверия и вспышек насилия и побудить стороны к созданию необходимых условий для движения вперед на основе «Дорожной карты», которая остается безальтернативным консенсусным международным планом достижения всеобъемлющего, справедливого и долгосрочного решения арабо-израильского конфликта». В России ожидают, что и Израиль, и палестинцы будут соблюдать договоренности по «Дорожной карте». В частности, израильтян призывают прекратить расширение поселений и работать над тем, чтобы улучшить повседневную жизнь палестинцев.
Израильские власти, в свою очередь, хотели бы, чтобы Москва воспользовалась своим влиянием на палестинское руководство, от которого требуют «положить конец террору» и разоружить ХАМАС и «Исламский джихад». Здесь подчеркивают, что нельзя будет приступить к полноценной реализации плана «Дорожная карта» до тех пор, пока палестинцы не уничтожат «инфраструктуру террора». В этом контексте израильтяне продолжают выступать против участия ХАМАСа в выборах в Палестинский законодательный совет, запланированных на январь, аргументируя тем, что эта группировка призывает к уничтожению Израиля.
Палестинская администрация со своей стороны заявляет, что сделала уже немало для пресечения террора. Как говорит Махмуд Аббас, его администрация попросила все группы «успокоиться», а затем получила от них согласие прекратить вооруженные акции. «Теперь все группы продвигаются к избирательному процессу, и все они войдут в палестинскую политическую структуру», – утверждает Аббас. В общем, посредникам еще предстоит поработать над устранением противоречий, касающихся январских выборов.
Среди особо чувствительных тем российско-израильского диалога – Иран и Сирия. Эти темы получили дополнительную актуальность с учетом событий последних дней. В ближайшее время МАГАТЭ вновь рассмотрит «ядерное досье» Ирана, и, по оценке наблюдателей, в Вене может быть принято решение о его передаче в СБ ООН. США и ряд западных стран обвиняют Тегеран в попытках создать ядерное оружие и грозят экономическими санкциями. Россия, имеющая проекты в иранской атомной сфере, не видит – в отличие от Израиля – необходимости вводить их.
Что же касается Сирии, то серьезный резонанс в мире вызвал доклад о расследовании обстоятельств убийства экс-премьера Ливана Рафика Харири, представленный на прошлой неделе в СБ ООН. Группа следователей во главе с Детлевом Мехлисом возлагает ответственность за это убийство на сирийское руководство. Как заявил на днях генсек ООН Кофи Аннан, СБ ООН далек от согласия по вопросу о санкциях в отношении Сирии, однако ситуация активно обсуждается в Нью-Йорке и за его пределами.
Израиль относится как раз к числу стран, настаивающих на эмбарго. Москва же выступает за взвешенную резолюцию по Сирии и против санкций. Израиль также обеспокоен планами России подписать новые контракты на поставку вооружений Сирии. Об этом, по сведениям из израильских источников, вчера Лаврову заявил его коллега Сильван Шалом.