Уходящий канцлер Германии Герхард Шрёдер в очередной раз подтвердил незыблемость своих особых отношений с президентом Путиным. Поводом стал завершившийся вчера государственный визит в ФРГ президента Литвы Валдаса Адамкуса. Высокий гость из Вильнюса поспешил воспользоваться личными контактами Шрёдера с Путиным. Он буквально атаковал канцлера просьбами повернуть вспять проект прокладки Северо-Европейского газопровода, а также уговорить хозяина Кремля урегулировать пограничные проблемы России со странами Балтии. Однако Шрёдер, похоже, остался при своем мнении.
По неписаным канонам дипломатии стороны даже при наличии разногласий обычно стараются обеспечить в ходе государственных визитов благоприятную атмосферу. Однако еще накануне визита Адамкус заявил, что канцлер Шрёдер проявил «полное непонимание» добрососедских отношений с Литвой в вопросе о Северо-Европейском газопроводе, на что получил «возмущенный ответ» о полной необоснованности этой критики. Гость из Вильнюса, сообщает «Шпигель», атаковал Шрёдера и в личной беседе, состоявшейся в берлинском ведомстве канцлера во вторник. Судя по всему, Адамкус исходил из того, что уходящий канцлер не даст отпора его обвинениям и претензиям. Литовский лидер предупреждал о возможных «катастрофических последствиях» прокладки газопровода по дну Балтийского моря и требовал отказаться от этого проекта. Как сообщил представитель федерального правительства, в беседе с Адамкусом Шрёдер подтвердил «суверенное право Германии обеспечить свое досрочное и без помех энергоснабжение». При этом, отметил он, речь идет также «о праве частного экономического консорциума успешно осуществлять деловые отношения на долгосрочной основе». Визитеру пришлось признать, что он получил у Шрёдера от ворот поворот. Канцлер не дал в обиду его совместное с президентом Владимиром Путиным детище. «Мы подтвердили статус-кво», – разочарованно развел руками Адамкус, комментируя литовско-германские отношения после встречи со Шрёдером.
Как сообщают немецкие СМИ, аргументируя тем, что Шрёдер поддерживает «чрезвычайно дружеские контакты» с Путиным, Адамкус наседал на канцлера и с просьбой вмешаться в спорные пограничные вопросы, существующие у Латвии и Эстонии с Россией. По существу, он подталкивал Шрёдера на демарш перед Москвой с требованием безусловного признания Россией границ с этими странами Балтии. Наблюдатели отмечают, что рекомендовать Берлину такое вмешательство можно было лишь исходя из стремления привнести в отношения с Москвой элементы раздора.
Впрочем, будущая хозяйка ведомства федерального канцлера Ангела Меркель также вряд ли поставит претензии Вильнюса выше национальных интересов Германии и ее стратегического партнерства с Россией. Известно, что решение Шрёдера подключиться к реализации проекта по Северо-Европейскому газопроводу безоговорочно поддержали деловые круги страны. А в Германии правительству принято прислушиваться к пожеланиям своих бизнесменов.