Косово из протектората ООН должно превратиться в условно независимое государство.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Совет Безопасности ООН в ночь на вторник принял решение начать переговоры об окончательном статусе Косово. Этот край, находящийся в составе Сербии и Черногории и населенный преимущественно албанцами, с лета 1999 года управляется администрацией ООН при поддержке многотысячного контингента КФОР (преимущественно НАТО). С рекомендацией о начале переговоров обратился к членам СБ спецпредставитель генсека ООН Кай Эйде. При этом Эйде отметил, что «удобный момент для обсуждения этого непростого и противоречивого вопроса не наступит никогда».
Кай Эйде считает, что в Косово все же достигнут существенный прогресс, несмотря на то что восемь международных стандартов пока не выполнены. Под стандартами понимается функционирование демократических институтов, верховенство закона, свобода передвижения, возвращение беженцев и реинтеграция, развитие экономики, защита имущественных прав и диалог с Белградом. По мнению Эйде, ясность вокруг Косово поможет устранить нестабильность, которая затрудняет политический процесс и экономическое развитие края и всего региона.
Премьер-министр Сербии Воислав Коштуница, выступая в Совете Безопасности, заявил, что Белград готов пойти на компромисс и предоставить Косово широкую автономию в рамках единого государства Сербии и Черногории. Он также выразил надежду, что СБ не отступит от собственных резолюций, утверждающих принцип территориальной целостности Сербии и Черногории. Любое решение о насильственном разделе государства, сказал Коштуница, будет нарушением международного права.
Проблема, однако, в том, что «насильственный раздел» государства уже имел место, и Косово фактически имеет независимость. По крайней мере Сербия никакой роли в управлении провинцией с двухмиллионным населением не играет. Там свои власти, силовые структуры, валюта (евро и доллар), налоги и пошлины... Воздушное пространство и госграница со стороны Косово также неподконтрольны Белграду. Влияние Сербии убывает и по мере сокращения сербского населения Косово (там остается лишь около 200 тысяч сербов). В последние десятилетия большинство сербов покинули край. Массовый отток произошел (и продолжает происходить) после войны 1998–1999 годов, увенчавшейся переброской иностранных войск в Косово и выведением края из-под юрисдикции Сербии. В соответствии с резолюцией СБ ООН 1244, Косово перешло из состава Сербии в состав Югославии (ныне государственное сообщество Сербии и Черногории, находящееся на грани распада).
Что касается позиций заинтересованных сторон, то Белград согласен наделить Косово широчайшей автономией, а лидеры косовских албанцев не хотят отступать от требования полной независимости. При этом главные герои действа не готовы к прямому диалогу. Наблюдатели полагают, что по крайней мере в первые месяцы понадобится челночная дипломатия. То есть позиции будут уточняться через посредников. В ближайшее время генсек ООН Кофи Аннан назначит своего спецпредставителя на переговорах, который и станет главным посредником. В этой связи упоминается имя бывшего президента Финляндии Мартти Ахтисаари.
Дипломаты отмечают, что переговоры будут идти с учетом нескольких основных принципов: сохранение целостности Косово (невозможность его раздела между сербами и албанцами); защита прав этнических меньшинств (сербы, черногорцы, бошняки, цыгане, египтяне и т.д.); невозможность возврата к ситуации, сложившейся до марта 1999 года (тогда сербские силы безопасности в основном взяли под контроль мятежную провинцию, при этом около половины албанцев стали беженцами; 24 марта начались бомбардировки НАТО); невозможность изменения границ без согласия сторон; невозможность одностороннего провозглашения независимости Косово и его объединение с соседними государствами и территориями (имеется в виду Албания, а также учитывается наличие крупных албанских общин в Македонии, на юге Сербии и в Черногории).
Неофициально ряд ключевых стран склоняются к варианту так называемой условной независимости Косово, которая подразумевает атрибуты суверенитета с ограничениями в сфере обороны, международных отношений, правосудия и т.п. Россия демонстрирует готовность поддержать решение, приемлемое для Сербии. В любом случае последнюю точку в этом вопросе будет ставить СБ ООН, где у пяти государств, включая Россию, есть право вето.