В Берлине начался второй тур переговоров по правительственной программе большой коалиции ХДС/ХСС–СДПГ. Председатель ХДС Ангела Меркель, намечаемая на пост канцлера, и лидер социал-демократов Франц Мюнтеферинг предупреждают, что до цели еще далеко, каждая сторона отстаивает свои позиции жестко и пока нет ни одного конкретного результата.
Участникам переговоров приходится вести их с оглядкой на недовольство в собственных рядах результатами выборов 18 сентября, из которых обе партии вышли значительно ослабленными. У социал-демократов это проявляется в открытой оппозиции кандидатуре нового генсека партии, которую пытается навязать ее председатель. Куда более сложная внутрипартийная ситуация складывается для Ангелы Меркель. Споры в лагере ХДС/ХСС, критика в ее адрес приняли практически открытый характер.
Это отчетливо проявилось на днях в Аугсбурге на съезде «Юнге унион». Эта молодежная организация ХДС играет важную роль. За исключением Ангелы Меркель, проведшей свою молодость в ГДР, почти все видные деятели и депутаты ХДС прошли юнгеунионскую школу. Делегаты съезда потребовали дать анализ причин провала ХДС/ХСС на выборах и развернуть их обсуждение. Баварский премьер и лидер ХСС Эдмунд Штойбер не преминул воспользоваться возможностью и фактически поставил под сомнение курс Ангелы Меркель. Он признал, что в ходе избирательной кампании были совершены серьезные ошибки и, в частности, неверно расставлены приоритеты.
Молодежный съезд особенно бурно приветствовал Фридриха Мерца. Бывшего председателя фракции ХДС/ХСС в бундестаге, смещенного Ангелой Меркель, называют ее «личным врагом». По его словам, недостаточно учитывала социальный аспект и плохо пропагандировалась. Это прозвучало для участников съезда настолько убедительно, что их форум рекомендовал в пику Меркель вновь избрать Мерца лидером христианских демократов в бундестаге.
Меркель, тоже появившейся в Аугсбурге, пришлось нелегко. Как пишет газета «Вельт», «хотя ей пришлось выслушать многочисленные критические вопросы, она не стала вдаваться в причины потерь». Она убеждала партийную молодежь, что пока идут коалиционные переговоры и не создано новое правительство, анализировать неудачу на выборах преждевременно и нецелесообразно. Кроме того, в ней должны участвовать все звенья ХДС. «Все другое разрушило бы нашу народную партию», – сказала она.
Однако лидеру правоконсервативного лагеря едва ли удастся остановить начавшийся критический процесс осмысления причин «упущенной победы». Очевидно, что Ангела Меркель пытается оттянуть его не только из-за грозящего ослабления позиций ХДС/ХСС на коалиционных переговорах. Расчет также на то, что после избрания канцлером ей будет легче справиться и с внутрипартийной оппозицией, хотя совсем ее приглушить едва ли удастся. Слишком много у нее соперников, как тайных, так и явных, которые будут напоминать о ее прошлых ошибках и ожидать новых.
По-видимому, немало подвохов может и впредь уготовить ей Эдмунд Штойбер, который должен занять в большой коалиции пост министра экономики. Во-первых, он уже публично поставил под сомнение право будущего канцлера Меркель определять основные направления политики. Во-вторых, нахраписто потребовал изъятия ряда компетенций у социал-демократических членов будущего кабинета в пользу «своего» министерства. Это только осложняет коалиционные переговоры и вынуждает Меркель улаживать дополнительную проблему. Многие маневры и высказывания Штойбера наводят на мысль, что он осознанно ведет линию на подрыв авторитета Меркель и обеспечение себе особого положения и влияния в ее возможном правительстве.