В десятую годовщину окончания боснийской войны и накануне переговоров об окончательном статусе Косово Вашингтон заметно активизировал свою балканскую политику. В середине 90-х Соединенные Штаты стали ведущим игроком в конфликтном регионе, однако в последние годы их интерес к Балканам ослаб с учетом ближневосточных приоритетов. Теперь в Вашингтоне рассчитывают широко отпраздновать 10-летие Дейтонского соглашения, положившего конец самому кровопролитному конфликту в Европе со времен Второй мировой войны, а также закрепить за собой особую роль в урегулировании самой сложной на сегодняшний день балканской проблемы – в определении статуса Косово.
Одна из главных причин, побуждающих США (а заодно и других) искать решение косовской проблемы, – желание Белого дома вывести свои войска из региона. В этой связи президент Центра Никсона (Вашингтон) Дмитрий Саймс отмечает, что у Вашингтона «нет интереса к перманентному или долгосрочному военному присутствию на Балканах в отличие от Ближнего Востока, где есть желание сохранять военное присутствие и искать для этого приемлемые для государств и регионов формы». «Многие сходятся в том, что ситуация в Косово неприемлемая, что албанцы не предоставили минимальную гарантию прав человека сербскому меньшинству, – говорит Саймс. – Но с другой стороны, Вашингтону больше не хочется этим заниматься, отсюда и желание найти какую-то формулу разрешения проблемы».
В конце минувшей недели на Балканах побывал заместитель госсекретаря США по политическим вопросам Николас Бернс, в задачи которого входило подготовить почву для этих переговоров.
Нынешний статус Косово
В марте 1999 года страны НАТО выступили на стороне косовских албанцев в конфликте с Сербией. Эта уже четвертая война на Балканах с начала 90-х окончилась поражением Белграда. В июне 99-го авиация НАТО прекратила бомбардировки Югославии (Сербия и Черногория) после согласия президента Слободана Милошевича на ввод натовских сил. Окончание той, формально никем не объявленной, войны фиксируют два документа – резолюция СБ ООН 1244 и Кумановское соглашение. На основе этих документов Сербия утратила контроль над своей южной провинцией: она вывела войска и полицию, ее властные структуры потеряли в крае свои полномочия. При этом юридически Косово не является независимым от Белграда: согласно резолюции СБ ООН 1244 край выведен из состава Сербии в состав СРЮ (ныне Сербия и Черногория).
Краем управляет гражданская администрация ООН, а за поддержание безопасности отвечают войска КФОР, костяк которых составляет НАТО. В настоящее время международный контингент составляет 18 тысяч человек.
По сути, в Косово уже создано государство. Несмотря на ключевую роль администрации ООН и сил КФОР – широкие полномочия имеют и правительство, и парламент Косово (президент имеет в основном представительские функции). У косовских албанцев есть собственная полиция и некое подобие вооруженных сил. Основные валюты в крае – евро и доллар. О чем бы ни шла речь – о почте или таможне, о собственности, воздушном пространстве или охране госграницы (со стороны Косово) – все это неподконтрольно Белграду. Вместе с тем Сербия сохраняет некоторую связь с сербскими анклавами провинции, что выражается, к примеру, в выплатах пенсий. Косовские сербы могут принимать участие в выборах, касающихся не только Косово, но и Сербии, а также сообщества Сербии и Черногории.
Согласно резолюции СБ ООН 1244, Белград имеет право вернуть в Косово некоторое количество своих военнослужащих, однако страны НАТО официально не видят в этом необходимости, а неофициально – исключают такую возможность.
Позиции сторон
Албанские лидеры Косово, равно как и все албанские политические силы края, выступают за независимость. Будь в крае организован референдум, его результат был бы однозначно в пользу отделения, учитывая, что 90% населения составляют албанцы. Аналогичный референдум в Сербии дал бы противоположный результат. Сербские избиратели не хотят мириться с утратой пятой части территории страны, «исконно сербских земель». Отсюда и позиция большинства политических партий Сербии. Ни один видный политик в Белграде не готов подписаться под документом, предполагающим потерю Косово. Нынешние власти могут согласиться на решение, которое можно было бы сформулировать так: намного больше, чем автономия, но меньше, чем независимость.
Страны, задействованные в косовском урегулировании, а это прежде всего «Контактная группа» (Россия, США, Великобритания, Германия, Франция, Италия), официально не сформулировали свои позиции по окончательному статусу. Однако все солидарны с генсеком ООН Кофи Аннаном в том, что следует начинать переговоры. Заявление о необходимости переговоров он сделал после ознакомления с докладом норвежского дипломата Кая Эйде, которому было поручено провести всестороннюю оценку достижения властями Косово международных стандартов. Речь идет о функционировании демократических институтов, верховенстве закона, свободе передвижения, возвращении беженцев и реинтеграции, развитии экономики, защите имущественных прав и диалоге с Белградом. СБ ООН неоднократно отмечал, что лишь достижение этих стандартов позволит приступить к переговорам о будущем статусе Косово.
Неофициально ряд членов «Контактной группы» склоняются к варианту так называемой условной независимости, которая подразумевает атрибуты суверенитета с ограничениями в сфере обороны, международных отношений, правосудия и т.п. Россия демонстрирует готовность поддержать решение, приемлемое для Сербии. В любом случае последнюю точку в этом вопросе будет ставить СБ ООН, где у пяти государств, включая Россию, есть право вето.
Решение о начале переговоров должно быть принято Совбезом 24 октября. А сами переговоры могут начаться уже до конца года. Аннан вскоре назначит специального посланника для наблюдения за переговорами. В этой связи упоминается имя бывшего президента Финляндии Мартти Ахтисаари. США также заявили, что назначат своего спецпосланника. Москва пока не делала заявления по этому поводу.
Проблема символов
Серьезную проблему, по мнению многих наблюдателей, представляет тот факт, что и для Белграда, и для косовских албанцев при определении окончательного статуса Косово ключевую роль играют символы. Иными словами, переговорщикам придется биться не столько вокруг содержания окончательного статуса, сколько вокруг формы.
Среди важных факторов, которые придется учитывать сторонам на переговорах, – политическая стабильность и безопасность региона. Сегодня сложно прогнозировать, как отразится на безопасности возможное появление второго албанского государства. Нельзя однозначно ответить и на вопрос, как подобный прецедент повлияет на албанские общины на юге Сербии, в Черногории и Македонии.
На кон также поставлена политическая стабильность Сербии. Демократическому правительству Воислава Коштуницы придется либо подписать соглашение, касающееся утраты (в том или ином виде) пятой части сербской территории, либо самоустраниться от переговоров, списав все на односторонние действия «мирового сообщества». Власти в Белграде, доверие к которым подорвано из-за издержек переходного периода, не могут действовать без оглядки на радикалов, все более укрепляющих свое положение. А позиция последних по Косово непримирима. И в США, и в Европейском союзе, похоже, осознают, что утрата Косово может привести к падению демократического правительства в Сербии. С другой стороны, спокойствие десятков тысяч представителей международного присутствия в Косово зависит вовсе не от Белграда, а от албанцев, которые в свое время восприняли вмешательство НАТО в конфликт как помощь в обретении независимости.