С сегодняшнего дня дела, связанные с созданием большой коалиции христианских и социал-демократов, разворачиваются плановым чередом. В понедельник в Берлине начнутся официальные переговоры о программе будущего федерального правительства. Каждая сторона будет представлена делегацией из 15 человек во главе с лидерами соответствующих партий. Во вторник, то есть ровно через 30 дней после выборов, как это предписано Конституцией, новый бундестаг соберется в Рейхстаге на первое организационное заседание. А во дворце Бельведер президент Хорст Кёлер вручит в тот же день канцлеру Герхарду Шрёдеру и членам его кабинета грамоты об отставке, попросив их исполнять свои обязанности до приведения к присяге нового правительства.
Вероятнее всего, оно появится не ранее середины ноября. Ибо нужно еще выработать, утвердить на партийных съездах и, наконец, подписать коалиционный договор. Лишь после этого можно будет предложить на голосование бундестагу кандидатуру канцлера. Конечно, это лидер оппозиции Ангела Меркель. Большинство будущих членов ее кабинета тоже не представляют секрета. Пост вице-канцлера и министра труда займет председатель СДПГ Франц Мюнтеферинг. А серый кардинал консервативного лагеря баварский премьер и лидер ХСС Эдмунд Штойбер получит в распоряжение Министерство экономики и технологий.
Из всего списка соискателей министерских регалий неожиданностью стала, пожалуй, только кандидатура будущего главы внешнеполитического ведомства. Это Франк Вальтер Штайнмайер. В последние годы он был главой Ведомства федерального канцлера в ранге министра. Занимался координацией работы министерств, спецслужб, подготовкой правительственных решений. К нему сходились и нити важнейших внешнеполитических дел. «Он обладает как дипломатической сноровкой, так и многолетним опытом в международной политике», – считает «Шпигель».
В Кремле, Белом доме, Елисейском дворце или на Даунинг-стрит, очевидно, нет необходимости задаваться вопросом: кто такой Франк Вальтер Штайнмайер? Но даже широкой немецкой публике он пока известен мало, хотя все последние 15 лет неразрывно находился рядом с Герхардом Шрёдером. В бытность последнего главой земельного правительства Нижней Саксонии Штайнмайер, юрист по образованию, возглавлял сначала бюро премьера, а потом государственную канцелярию. С переездом федерального кабинета в Берлин расположился на том же седьмом этаже резиденции, где находится только кабинет канцлера. В отличие от большинства других министров он не был депутатом бундестага, не участвовал как самостоятельная фигура ни в политике, ни в общественной жизни. Пресса называла его «человеком за спиной Шрёдера», а порой и «нашептывателем», коль скоро фотографам удавалось улавливать моменты, когда Штайнмайер что-то советовал на ухо канцлеру Шрёдеру.
По договоренности между будущими участниками большой коалиции каждая сторона самостоятельно выдвигает кандидатов на выделенные ей правительственные посты. Несомненно, что выдвижение Франка Вальтера Штайнмайера, который сменит Йошку Фишера и станет начальником примерно 6,5 тыс. дипломатов и другого персонала МИДа, не обошлось без рекомендации канцлера. Ясно также, что оно рассматривается СДПГ в качестве одной из гарантий продолжения основных направлений внешнеполитического курса Германии последних лет и в рамках большой коалиции. Насколько это реально удастся в изменившихся условиях – другой вопрос.
Но пока инициатора этого курса Шрёдера провожают как значимую фигуру международной политики. Президент Джордж Буш, поздравив сначала Ангелу Меркель, счел необходимым поговорить по телефону, несмотря на «обиду за Ирак», и с уходящим канцлером, пожелав ему и его семье всего самого доброго. Шрёдера тепло принимали с краткими визитами в Мадриде, затем в Анкаре. Почти со слезами прошла прощальная встреча в Елисейском дворце с президентом Жаком Шираком. Ожидается визит к Тони Блэру.