Госсекретарь США Кондолиза Райс, совершающая поездку по странам Азии, совершила незапланированный ранее заезд в пакистанскую столицу Исламабад. Официальный повод для ее встреч с президентом Пакистана Первезом Мушаррафом и премьер-министром Шаукатом Азизом – землетрясение в северных районах страны, в борьбе против которого принимают участие экипажи 8 американских вертолетов, переброшенных из Афганистана. Райс пообещала увеличить помощь Пакистану в деле борьбы с последствиями землетрясения на 50 млн. долл. По последним данным, в результате катастрофы в Пакистане погибли 23 тысячи человек и свыше 50 тысяч получили ранения. Пострадали сотни тысяч.
В первой половине того же дня Райс побывала с плановым визитом в Кабуле. Это произошло через несколько часов после того, как афганская столица подверглась ракетному обстрелу – ракеты упали у резиденции посла Канады и правительственного здания. Еще на борту самолета госсекретарь поясняла журналистам, что «в Афганистане все еще кое-где действуют талибы, но они не смогли помешать проведению выборов». В действительности это «кое-где» оказалось так близко, что журналистов пришлось перед посадкой в автобус облачить в бронежилеты.
Президенту Афганистана Хамиду Карзаю госсекретарь привезла две новости. Хорошую: в связи с землетрясением Вашингтон увеличит свою финансовую помощь. И не очень хорошую: американский воинский контингент в этой стране может быть сокращен. Вместе с тем, как заверила Райс, американцы не повторят ошибку, которую они совершили в 1989 году, прекратив дела с моджахедами после вывода из страны Советской армии.
Накануне Райс добилась крайне важного для ведения операций в Афганистане официального согласия киргизских властей на сохранение базы ВВС США в Манасе. Глава американской дипломатии и принимавший ее президент Киргизии Курманбек Бакиев дали ответ на сформулированное при участии того же Бакиева требование Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) к Вашингтону установить сроки вывода баз США из региона. «База будет действовать до завершения антитеррористической операции в Афганистане», – говорится в коммюнике, подписанном Райс и Бакиевым. По словам помощников Райс, прошедшие переговоры о судьбе базы были весьма трудными.
В Бишкеке Райс энергично хвалила киргизскую демократию и не менее красноречиво критиковала президента Узбекистана Ислама Каримова за отзыв своего согласия на использование американцами базы в Ханабаде. Этот шаг Ташкента равносилен, по словам госсекретаря, «отказу от международных обязательств». По ее словам, Вашингтон впредь обойдется одной базой в Манасе и полученными им правами на пролет самолетов над территориями соседних стран.
«Как помогал Вашингтон тюльпановой революции в Киргизии?» – спросили гостью журналисты местного телевидения. «Мы способствовали становлению гражданского общества и политических партий, но выбор власти сделали сами киргизы», – ответила Райс. В Бишкеке она встретилась с представителями местных общественно-политических организаций и пообещала им дальнейшую поддержку. Что касается экономической помощи Киргизии, то здесь конкретных обязательств госсекретарь на себя не брала. «Мы будем содействовать развитию киргизского сельского хозяйства», – пообещала она.
«У Киргизии нет причин выбирать между Россией и США. У нас с Россией хорошие отношения, и у Киргизии должны быть с Россией хорошие отношения», – к этому тезису в Бишкеке госсекретарь США возвращалась неоднократно. В свою очередь, Бакиев пообещал, что «Киргизия не будет отдавать предпочтение своим отношениям с Россией в ущерб США или наоборот».