Атака христианских демократов, пытавшихся с самого начала выбить из рук СДПГ ее самое сильное оружие – пользующегося симпатиями избирателей Герхарда Шрёдера, принесла успех. Правда, ХДС/ХСС пришлось пойти на уступки СДПГ по части наметок программы и состава будущего правительства, зато назначение Ангелы Меркель канцлером и уход Шрёдера из большой политики считаются отныне свершившимся фактом.
Большинство в четыре голоса, которым по сравнению с СДПГ располагают ХДС/ХСС в новом составе бундестага, не дает христианским демократам возможности ставить ультиматумы своим будущим партнерам по коалиции. К тому же ни один из других вариантов образования правительства с достаточной парламентской базой не проходит. Фракция свободных демократов оказалась не готова идти на красно-желто-зеленую коалицию. Зеленые не желают слышать о черно-желто-зеленой коалиции. Ни одна из устоявшихся партий не пожелала даже косвенно сотрудничать с новой Левой партией/ПДС. Даже если бы одна из этих возможностей поддавалась реализации, в результате не могло бы быть и речи о стабильности.
Таким образом, христианским демократам приходится договариваться с социал-демократами, которые выступают с сильных позиций обладателя реальной власти в стране. И создание «большой коалиции» вовсе не требовало предварительного обязательства Шрёдера «отречься». Президент ФРГ Хорст Келер, обязанный своим постом ХДС/ХСС, будет вынужден 18 октября, когда соберется новый бундестаг, поручить Шрёдеру исполнять обязанности главы правительства и далее, вплоть до того момента, когда будет готово коалиционное соглашение, вполне удовлетворяющее СДПГ. Этот шаг необходим, поскольку сразу проводить голосование по кандидатуре Меркель на канцлерский пост немыслимо – она с гарантией не соберет большинства голосов депутатов. А вот кандидатура Шрёдера благодаря односторонней поддержке Левой партии/ПДС может пройти (если в первый раз кандидатуру предлагает президент, то для дальнейших случаев выдвижения достаточно инициативной группы депутатов численностью 25 человек).
В 1976 г. понадобилось 73 дня для выработки коалиционного соглашения, хотя тогда партийный состав правительства оставался прежним (СДПГ и СвДП). А ведь в тот момент ситуация ФРГ, зажатой в тиски холодной войны, была намного сложнее, чем сейчас.
Приезд канцлера Шрёдера на день рождения российского президента 7 октября носил, конечно, частный характер, но всем было ясно, что Петербург посетил действующий глава правительства ФРГ. Визит Шрёдера в Турцию 12 октября, на этот раз уже вполне официальный, должен подтвердить, что пока власть твердо находится в руках канцлера. За восторгами в германских СМИ как-то забывается, что коалиционное соглашение еще не разработано и, прежде чем оно вступит в силу, потребуется одобрение съездов СДПГ и ХДС/ХСС, которые состоятся в первой половине ноября.
Для российско-германских отношений исход внутригерманского спора имеет значение в том плане, что Россия заинтересована в стабильности германской политики и приветствует все, что ведет к ней. В Москве никто не заплачет по поводу ухода с поста министра иностранных дел ФРГ Йошки Фишера (зеленые). Разумеется, хотелось бы, чтобы новым министром иностранных дел стал человек, знакомый с нашей страной. Но уже тот факт, что в новом правительстве половина министров будет представлять СДПГ, служит гарантией, что потрясений в наших отношениях с Германией не будет.