Экс-министр обороны Ирака Хазем аш-Шаалан – основной претендент на туз пик в 'колоде коррупционеров'.
Фото Reuters
В Ираке собирается очередная колода карт с изображением объявленных в розыск высокопоставленных лиц. Предыдущая была составлена Пентагоном и насчитывала 55 наиболее известных представителей аппарата Саддама Хусейна. Кандидаты в новую колоду уже из следующей администрации – Айяда Алауи, той самой, которую назначили США после свержения саддамовского режима. Ряд членов временного правительства Алауи обвиняются в коррупции и хищении 1 млрд. долл. из бюджета Минобороны страны. Дело, однако, не обходится и без политики.
Пока кандидатов на то, чтобы оказаться в новой колоде, – 27. Основным претендентом на туз пик является экс-министр обороны Хазем аш-Шаалан. Кроме него в розыск объявлены 23 бывших сотрудника оборонного ведомства. Ордеры на арест выданы в отношении еще четырех бывших министров – труда, транспорта, электричества и жилищного строительства.
Дело об исчезновении миллиарда поручено не просто главной структуре по борьбе с коррупцией – так называемой «Комиссии чистого общества», а его особому подразделению – «Комиссии дебаасификации». Последняя была сформирована еще при американской администрации Пола Бремера и в ее задачи входила очистка всего госаппарата страны от бывших членов партии БААС. «Жертвами» комиссии, как правило, становятся сунниты, которые при Саддаме являлись привилегированной общиной. С приходом к власти Алауи (суннит) попытался демонтировать данную структуру, но американцы ему этого не позволили.
Теперь, похоже, «дебаасификация» перерастает в «десуннитификацию». Во всяком случае, так считает сам Хазем аш-Шаалан, который, несмотря на наличие депутатского иммунитета, предпочитает отсиживаться в Иордании. Помимо прочего его обвиняют в сотрудничестве с саддамовской разведкой. Экс-министр уверен, что «клеветнические заявления сфабрикованы шиитским большинством». Более того, в интервью лондонской арабоязычной газете «Аш-Шарк Аль-Аусат» аш-Шаалан утверждает, что за кампанией против него стоит Иран. «Тегеран хочет дискредитировать меня, чтобы вывести из политики, так как я слишком много говорю о вмешательстве Исламской Республики во внутренние дела Ирака», – поясняет он.
В минувший понедельник Национальная ассамблея (парламент) предприняла попытку лишить аш-Шаалана неприкосновенности, но этому помешало отсутствие кворума. В этой связи наблюдатели отметили, что в законодательном органе недостает депутатов, потому что у большинства из них есть повод скрываться за рубежом. Что касается Алауи, который возглавляет третью по численности фракцию в ассамблее, то он отказывается комментировать скандал вокруг своих бывших министров.