Дональд Туск – лидер, но еще не президент.
Фото Reuters
Накануне первого тура президентских выборов в Польше, состоявшегося в минувшее воскресенье, среди поляков был проведен опрос: кого бы из кандидатов они пригласили к себе домой для задушевной беседы? Большинство «пригласили» Дональда Туска. Так и вышло на самом деле – победил, по предварительным данным, Туск, получив 38,8%. Это на 2,5% больше, чем у его соперника Леха Качинского.
Социологи обескуражены: слишком уж скуден кредит доверия для фаворитов президентского марафона. Если сравнивать с предыдущими президентскими выборами, то пять лет назад Александр Квасьневский заработал 61% при 54-процентной явке избирателей. Ныне же к урнам пришли менее половины поляков. И это тоже горестный рекорд: такой низкой явки не было за всю 16-летнюю историю демократической Польши.
Причин несколько. Самая главная из них – ожесточенные разборки друг с другом Дональда Туска, возглавляющего Гражданскую платформу (ГП), и Леха Качинского, лидера «Права и Справедливости» (ПиС). Обе партии расположены на правом политическом фланге. Оба политика небезосновательно считают себя наследниками легендарной «Солидарности». Туск в студенческие годы участвовал в редактировании и распространении нелегальных изданий запрещенного профобъединения. А Качинский входил в круг приближенных самого Леха Валенсы.
Естественно, электорат рассчитывал, что после недавних парламентских выборов, на которых победили именно ПиС и ГП, оба правых лидера дружно впрягутся в воз назревших польских реформ. Ведь на долю победивших партий выпало формирование нового правительства правого большинства.
Однако выдвинув – без консультаций со своим потенциальным коалициантом – «своего человека» Казимежа Марцинкевича на пост главы кабинета министров, ПиС фактически этим и ограничился, сосредоточившись на предвыборной борьбе за президентское кресло. ГП, впрочем, тоже не осталась в долгу.
И на протяжении последних недель «пан Ковальский», как именуют простого поляка, вынужден был выслушивать нескончаемые перепалки обеих сторон. «Ваш Марцинкевич обедал в ресторане с человеком, замешанным в коррупционной сделке!» – злорадствовала Гражданская платформа. «А ваш Схетина подобную сделку уже совершил!» – парировала ПиС.
При этом предвыборные программы «новых правых» оставались в тени. А если на форумы и выносился какой-либо программный пункт, то оппонент мгновенно не оставлял от него камня на камне. Так стало, например, с обнародованным намерением Качинского построить в ближайшие годы три миллиона квартир. И с постулатом Туска о введении одинакового для всех поляков 15-процентного налога. То, что соперники удалились «не в ту степь», свидетельствовал опрос накануне выборов: 80% его участников заявили, что их представления о фаворитах и их программах «явно недостаточны».
Теперь обоих лидеров ожидает второй тур, который состоится 23 октября. На сей раз Туску и Качинскому придется бороться за «молчаливое большинство», в воскресенье так и не пришедшее на избирательные участки.
Туску и Качинскому в течение ближайших двух недель предстоит тщательно возделывать «левое поле». И оба уже заявили, что поддержат кандидатуру Александра Квасьневского, чья социал-демократическая родословная известна всем, на пост генерального секретаря ООН. А Качинский, являясь мэром Варшавы, оповестил соотечественников, что среди его сотрудников и даже друзей немало лиц с «левым уклоном».
В известной мере трансформировались их взгляды и на взаимоотношения с ближайшими соседями. Оба возлагают надежды на то, что Ангела Меркель, будучи канцлером ФРГ, станет больше считаться с мнением Польши в международных делах. В том числе в сотрудничестве с Россией. При этом Туск подчеркивает, что в отношениях с Россией «необходим твердый диалог равноправных сторон, без размахивания саблей».
═
Варшава