Режим Башара Асада наиболее стабильный и современный в арабском мире.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вашингтон наращивает давление на одного из главных партнеров Москвы на Ближнем Востоке – Дамаск. США активно ищут замену президенту Сирии Башару Асаду, утверждают источники, близкие к администрации президента США Джорджа Буша. Американцы уже ведут соответствующие консультации со своими союзниками. Координирует процесс советник Буша по национальной безопасности Стивен Хэдли. Наблюдатели отмечают, что именно отсутствие реального преемника Асаду до сих пор сдерживало Вашингтон от свержения режима в Дамаске, к которому уже давно накопилось немало вопросов и претензий. Главный вопрос в том, решатся ли США предпринять новую военную операцию на Ближнем Востоке – несмотря на эскалацию насилия в Ираке, напряженность вокруг ядерной программы Ирана, нестабильность на палестино-израильском направлении и угрозу гражданской войны в Ливане – или же Вашингтон ограничится жесткой риторикой в расчете на то, что Дамаск примет его условия.
═
«Пора хоронить Асада»
═
Претензии Вашингтона к сирийскому режиму основываются на «неразумном» поведении последнего в регионе, а именно «вмешательстве» в дела Ливана, Ирака, а также в палестино-израильский конфликт. На минувшей неделе высокопоставленный чиновник Госдепартамента Дэвид Уэлч отметил, что это «очень-очень важные проблемы», в которые Вашингтон просит Дамаск не встревать. Но, «похоже, сирийцы не слушают, а их поведение не меняется», – посетовал Уэлч.
В интервью британской газете «Файнэншл таймс» эксперт Брукингского института Флинт Ливеретт отметил, что администрация Буша рассматривает возможность проведения трансграничных операций на иракско-сирийских рубежах с заходом на территорию Сирии. Ливеретт считает, что цель подобных операций – оказание давления на режим в Дамаске. Кроме того, они должны стать сигналом сирийцам – как чиновникам, так и простому народу, что настало время «хоронить» Асада. «Они (американцы) хотели бы найти кого-нибудь, кто обеспечил бы им мягкую посадку... Возможно, подошла бы даже военная фигура. Но найти человека, который встал бы у руля да еще и начал сотрудничать с США (в Сирии), очень непросто», – сообщил на условиях анонимности «Файнэншл таймс» бывший сотрудник американской администрации.
═
Вся надежда – на «Братьев мусульман»
═
Анализируя сценарии свержения режима, эксперты рассматривают вариант замены администрации Асада верхушкой сирийской ветви организации «Братья мусульмане». Многие европейские, американские, а также арабские наблюдатели считают, что именно эта структура является наиболее влиятельной политической силой в стране, реально способной стать альтернативой правящего аппарата. В последние годы ораторы «Братьев» регулярно выступают с критическими речами в адрес официального Дамаска. Кроме того, ряд ближневосточных наблюдателей склоняется к мнению, что именно эта организация, пользуясь широкой поддержкой различных кругов сирийского общества, могла бы в случае переворота предотвратить возникновение хаоса и, наоборот, привести к единению нации.
═
Франция тоже в деле
═
Не менее активно вопрос полной или частичной смены режима в Сирии рассматривается во Франции. Будучи бывшей метрополией, Франция традиционно считает эту арабскую страну, а заодно и соседний Ливан зоной своего влияния и в последнее время стремится активизировать свою роль в регионе. Как сообщает ряд арабских и сирийских СМИ, в Париже регулярно проходят неформальные встречи оппозиционных Баширу Асаду кругов, бывших функционеров правящей партии Баас и прочих, заинтересованных в свержении президента Сирии лиц.
Сейчас, по данным телеканала «Аль-Арабия», гостями французской столицы являются два бывших высокопоставленных представителя администрации Асада. Оба они рассматриваются в качестве его возможной альтернативы. Речь идет об экс-президенте Сирии Абдель Халиме Хаддаме и ныне отставленном начальнике Генштаба сирийской армии Хекмете аш-Шахаби. Последний якобы проходит во Франции курс лечения.
Не так давно оба «бывших» провели в Париже встречу с сыном экс-премьера Ливана Саадом Харири, а также с рядом высокопоставленных политиков соседних с Сирией арабских стран. Источники, близкие к данному мероприятию, сообщают, что речь на нем шла о политической судьбе Дамаска. Правда, существует и иная версия событий, согласно которой встреча младшего Харири с Хаддамом и аш-Шахаби была всего лишь частной, так как их всех объединяют родственные связи.
Напомним, что отец Саада, Рафик Харири погиб в результате взрыва в центре Бейрута 14 февраля этого года. Ливанская оппозиция обвинила в этом преступлении Дамаск. Последующие бурные события привели к свержению просирийских властей Ливана и прекращению почти 30-летнего военного присутствия Сирии в стране. Кстати, одним из главных инициаторов принятия СБ ООН резолюции 1559, потребовавшей вывода сирийских сил из Ливана, помимо США, была Франция.
Теперь и Париж, и Вашингтон активно используют проводимое специальной комиссией ООН следствие по так называемому «делу Харири» в качестве одного из рычагов воздействия на Дамаск. Выводы, сделанные командой немецкого прокурора Детлева Мехлиса, могут стать основой для введения против Сирии экономических санкций. Очередной доклад комиссии должен быть оглашен 25 октября.
═
Позиция Москвы
═
Официально российские власти не комментируют возможность смены режима в Сирии. Вместе с тем в Москве явно не заинтересованы в подобном сценарии, поскольку Сирия, как заявил «НГ» дипломатический источник, – «надежный партнер, в том числе в деликатных сферах». Прежде всего здесь имеется в виду сотрудничество в военно-технической области. В Москве, по словам нашего собеседника, в принципе отрицательно относятся к «авантюрам, преследующим целью смену режимов путем цветных революций или насаждение демократии по собственным лекалам».
Эксперты «НГ» так комментируют ситуацию вокруг Сирии.
═
Надим Шехади, директор Ближневосточной программы Королевского института международных отношений (Лондон)
═
Сирия уже давно находится под двойным давлением – внутрирегиональным и со стороны международного сообщества. Доклад Детлива Мехлиса по расследованию обстоятельств смерти экс-премьера Ливана Харири, который готовит для СБ ООН международная группа экспертов, может оказаться крайне неблагоприятным для Дамаска, и это еще больше дискредитирует режим. Ходят слухи, что сирийцы хотят пойти на сделку с Вашингтоном по типу «Локкерби» (ливийские власти выплатили компенсации родственникам жертв авиакатастрофы 1988 г. над шотландским городком Локкерби в обмен на отмену международных санкций). Дамаск сейчас мог бы предотвратить последствия доклада Детлева Мехлиса, предложив свое сотрудничество по Ираку и помощь в подготовке «стратегии ухода», в которой нуждаются США и Великобритания.
Сирийский режим держится, поскольку есть серьезные опасения, что в случае его демонтажа возникнет хаос по иракскому образцу, в результате чего к власти могут прийти более радикальные силы. Военные удары по режиму способны лишь укрепить его. Возможность быстрого переворота с помощью отправки во дворец Асада группы спецназа на данной стадии также невелика: проблема в отсутствии замены нынешнему президенту. Смена режима изнутри теоретически помогла бы избежать иракского сценария. Но необходимо найти опору внутри режима, а ее пока нет.
═
Евгений Сатановский, президент Института изучения Израиля и Ближнего Востока
═
На место Асада никого нельзя посадить, не уничтожив сирийский режим в принципе и не начав в регионе войну с абсолютно непредсказуемыми последствиями. Иран сегодня очень напряжен. Ирак превратился в территорию, это больше не государство. Ливан после ухода сирийцев оказался на грани гражданской войны. Газа, из которой ушли израильтяне, превратилась в гигантскую ближневосточную фавелу с исламским терроризмом и полным отсутствием перспектив. А сирийский режим сегодня – это современный режим для арабского мира. Он стабилен, он держит в узде исламистов и готов к взаимодействию с Западом. Любые действия по смещению Асада приведут к тому, что Сирия станет новым Ираком.
Россия, безусловно, не заинтересована в смене режима в Сирии, как и вообще в дальнейших экспериментах Госдепартамента на Ближнем Востоке. В них уже, похоже, не заинтересованы ни арабы, ни израильтяне, ни иранцы, ни турки, ни даже курды. Все, что делает Госдепартамент, тактически гениально, но стратегически – это идиотизм, с которым могут сравниться только действия российских политтехнологов.
═
Алексей Богатуров, доктор политических наук, профессор, заместитель директора Института проблем международной безопасности РАН
═
Раскупоривание авторитарных режимов – старая концепция американской политики. Ее апогеем стала иракская война. Вместе с тем поиск компромисса с Северной Кореей показал, что американцы стали более благоразумно подходить к вопросу применения силы. При этом жесткая риторика и угрозы применения силы сохраняются. В США идет брожение по поводу итогов войны и перспектив в Ираке. Эта война дает возможность резко критиковать Буша и республиканцев. Таким образом возникают внутренние ограничители в том, что касается новых силовых операций. Кроме того, мы видим, что Северная Корея, Ливия и Иран учитывают американские угрозы, и в их политике проявляются элементы сдержанности. Новая война на Ближнем Востоке губительна как для региона, где создана замкнутая цепь от Ирака до Израиля, так и для администрации США.