Сенсационный и исторический шаг сделан. Евросоюз приступил к переговорам о присоединении Турции. Они начались в Люксембурге в понедельник вечером. Предшествовали церемонии открытия, которую Турция ждала более 40 лет, 30-часовые дискуссии глав МИДов ЕС. Европейцы в муках согласовывали формат переговоров о присоединении.
В частности, в свете все еще сохраняющихся возражений миллионов граждан ЕС против турецкого участия в общих делах Европы выдвигался проект поэтапной «европеизации» нового участника: сначала предлагалось предоставить Турции статус «привилегированного партнерства», а затем уже решение вопроса о членстве.
Против промежуточных этапов выступила Анкара, подход которой ныне характеризуется формулой: «все или ничего». Турецкие представители не жалели сил для того, чтобы показать, что именно Европа оказалась перед судьбоносным для нее решением. «Если Европа действительно хочет избежать «столкновения цивилизаций», то она должна принять Турцию», – заявил в Люксембурге министр иностранных дел Турции Абдулла Гюль. Под «столкновением цивилизаций» главный турецкий дипломат подразумевает модную уже несколько лет в политологических кругах и страшащую Запад своими последствиями концепцию схватки между христианской и исламской цивилизациями.
Активно содействовал турецким представителям Джек Стро, министр иностранных дел Великобритании, председательствующей в Евросоюзе. Он заранее предостерег участников переговоров: «Если не удастся договориться, произойдет катастрофа». Евросоюз уже переживает двойной кризис – конституционный и бюджетный, и выбраться из них нелегко. По крайней мере, по оценкам самого руководства ЕС, вернуться к попыткам принятия Конституции Евросоюза удастся не раньше, чем через 5–6 лет. Прием Турции, по замыслу Лондона, должен вновь вернуть европейцам веру в способность искать компромисс и договариваться.
За спиной Лондона просматривается тень Вашингтона, оказывающего энергичную поддержку Анкаре. Ведь без решения вопроса о турецком членстве в ЕС Вашингтону не удается опереться на своего стратегического союзника – Турцию в решении многие важных вопросов, включая налаживание взаимодействия между ЕС и НАТО (Анкара уже является членом Североатлантического союза).
Аргументы Стро, прессинг Гюля и советы из-за океана подействовали. В итоге 30-часовых споров договорились провести переговоры с окончательной целью полного членства Турции в ЕС. «Любой, кто знает что-нибудь о европейской истории, осведомлен, что Стамбул – один из основных центров Европы», – заявил на радостях Стро. «Я рад, что мы имеем дело с европейской страной, где большинство населения мусульмане, но которая является светской»,– сказал министр. Иначе говоря, с будущим приемом Турции в Единую Европу европейцам удастся избежать пугающего их «столкновения цивилизаций». Но, как предостерегают некоторые участники переговоров, путь Турции в состав Евросоюза по-прежнему обещает быть непростым.
Брюссель-Москва