– Когда Турция в случае успеха нынешних переговоров сможет вступить в ЕС?
– Переговоры о вступлении Турции в ЕС – начало длительного процесса, который займет минимум 10 лет. Так что реально можно говорить о 2015–2020 годах. Не знаю, существует ли сегодня ответ на вопрос об исходе переговоров. Во-первых, в предстоящие годы будет происходить дальнейшее развитие турецкого общества. Во-вторых, ЕС также будет развиваться. Очевидно, что через такой длительный отрезок времени и Европа и Турция будут иметь иное положение. Мы даже не знаем, какое направление для развития изберет Евросоюз. Будет ли одобрена дальнейшая политическая интеграция ЕС? Появится ли у нас Конституция? Будет ли наше «привилегированное партнерство» с соседями не только лишь красивыми словами, но жизнеспособной стратегией? Даже если мы говорим о 2015 годе, то это лишь предполагаемая дата завершения переговоров. Возможно, ратификация документов также отнимет много времени.
– Как вы оцениваете вариант «особого партнерства» для Турции, альтернативный ее вступлению? Почему настолько неприемлема для Анкары эта формула?
– Потому что это пустые слова! За этим словосочетанием не стоит никакой конкретной структуры. Стремление Турции именно к вступлению в ЕС стало мощным фактором в осуществлении этой страной преобразований на пути к демократии – экономических и социальных реформ, укрепления прав человека. Никто пока не предложил Турции ясных идей, соответствующих по силе привлекательности членству в ЕС.
– Одной из преград на пути к началу переговоров о вступлении стало нежелание Турции признать вошедшую в ЕС в прошлом году Республику Кипр. Удалось ли урегулировать эту проблему?
– Разрешение проблемы Кипра остается важнейшим залогом успеха переговоров. В прошлом месяце европейцы договорились, что признание Анкарой Кипра не является обязательным условием для начала переговоров. Однако ЕС снова подчеркнул: Турция не может ожидать успеха в переговорах без продвижения в направлении полного признания Кипра.
– В контексте вступления Турции часто звучат призывы о признании Анкарой факта геноцида армян. Отсутствие такого признания может повлиять на исход переговоров?
– Сейчас самое главное в переговорах – поддержка преобразований в создании демократического общества, основанного на верховенстве закона и уважении к правам человека и правам меньшинств. Взаимоотношения с меньшинствами и свобода слова – это большие проблемы, стоящие перед современным турецким обществом. Что касается исторических вопросов, то я считаю, что их все-таки следует рассматривать отдельно от насущных проблем.
– Считаете ли вы, что ЕС учтет общественное мнение своих граждан, которые, судя по последним опросам, с большой настороженностью воспринимают перспективу подселения 70-миллионной страны с преимущественно мусульманским населением в «большой европейский дом»?
– Несмотря на то что многие политики утверждали, что «нет» Евроконституции означало «нет» вступлению Турции, на самом деле лишь 11% голосующих воспринимали голосование в подобном ключе. При этом речь идет только о Нидерландах. Безусловно, европейцы обеспокоены стремительным расширением ЕС, к тому же процесс оказался более сложным и трудоемким, чем они ожидали.
ЕС не основан на конфессиональных принципах, никогда не был таковым и никогда не будет. Мы живет в мультикультурном обществе. В моей стране, в Великобритании, больше людей ходят в мечеть, чем в какую-либо из христианских церквей. Что касается фундаментализма, то он имеет место во всех религиях: в исламе, христианстве, индуизме, иудаизме и даже среди буддистов на Шри-Ланке. Безусловно, фундаментализм – проблема нашего общества. Но повторю, ЕС основывается на принципах светского и мультикультурного общества.
Мы должны быть реалистами и ответить на вопрос, необходимо ли, чтобы Турция приняла наши, европейские ценности в христианском их понимании. С моей точки зрения, мы заинтересованы в демократических преобразованиях в Турции и построении общества на принципах верховенства закона. А современная Турция под руководством правительства Реджепа Тайипа Эргодана – выходца из партии исламской ориентации – достигла большего прогресса в модернизации общества, чем в период правления проевропейской партии.
Брюссель