У Джорджа Буша большие планы в области глобального пиара.
Фото Reuters
Заместитель госсекретаря США по вопросам публичной политики и отношений с общественностью Карен Хьюз совершает поездку в страны Ближневосточного региона – Египет и Саудовскую Аравию, а также в Турцию. Это первое зарубежное турне Хьюз после того, как она заняла пост, впервые созданный в структуре внешнеполитического ведомства США. Ее задача – исправить имидж своей страны за рубежом, серьезно пострадавший в результате войны в Ираке.
Хьюз – человек из свиты президента, его сподвижница еще с тех времен, когда он боролся за губернаторский пост. Профессиональная журналистка, она занималась вопросами пиара в штабах избирательных кампаний Джорджа Буша и работала по этой части в аппарате Белого дома. Теперь таланты Хьюз было решено задействовать для исправления негативных представлений о США в арабском мире и других мусульманских странах. Назначение произошло в момент, когда, по мнению Консультативного комитета при Госдепартаменте по вопросам дипломатии в сфере культуры, «имидж и репутация США за рубежом хуже, чем когда-либо», и в значительной части мира «на США смотрят не столько как на маяк надежды, сколько как на опасную силу, которой надо противостоять».
Это цитаты из еще не опубликованного официально доклада комитета, составленного по следам посещения Ближнего Востока его представителями. Ссылаясь на данные опросов, авторы доклада сообщают, что большинство населения таких стран, как Египет, Марокко и Саудовская Аравия, «рассматривает Джорджа Буша как более значительную угрозу миропорядку, чем Усама бен Ладен». Как отмечается в докладе, особенно сильный ущерб репутации США наносят передаваемые местным телевидением сюжеты о политике Вашингтона в регионе, в первую очередь о войне в Ираке и ближневосточной проблеме. Комитет рекомендует активизировать борьбу за улучшение имиджа США за границей, в частности, усилить это направление работы кадрами, обеспечить дополнительное финансирование и даже сформировать специальные «команды быстрого реагирования, способные противодействовать распространению неблагоприятных для Вашингтона слухов».
Зарубежный дебют Хьюз – составная часть этих новых усилий. Имиджмейкер президента, а теперь и Госдепартамента на встречах с представителями местной общественности выступила с призывом делать упор на позитивное в отношениях Вашингтона со странами региона. И предостерегала, что США будут оперативно реагировать на каждый негативный материал, подобный вышеупомянутым телесюжетам. Реакция на эти предостережения со стороны аудитории, подобранной из числа умеренных журналистов и студентов созданных на деньги США вузов, была смешанной. Слушатели вежливо выслушивали американку, удивлялись детальности лежавшей перед Хьюз шпаргалки (где в числе прочего было записано, что «Египет – самая многонаселенная страна региона») и в то же время высказывались в том духе, что ей досталась «неблагодарная работа».
Каков смысл назначения Карен Хьюз в Госдепартамент? По мнению директора Московского центра Карнеги Эндрю Качинса, высказанному «НГ», создание поста замгоссекретаря по вопросам общественных контактов прямо связано с признанием серьезных проблем с престижем США за рубежом. Назначение Хьюз, являвшейся одним из наиболее доверенных и ценных помощников Буша, свидетельствует о большом внимании президента к этой теме. США столкнулись с вызовом своему имиджу в ряде регионов, включая не только Азию, но и Латинскую Америку. Однако наиболее серьезный характер он приобрел на Ближнем Востоке. Это связано и с 11 сентября 2001 года, и войной в Афганистане и Ираке, и курсом Вашингтона на демократизацию Большого Ближнего Востока. Но, конечно, ситуацию особенно обострила война в Ираке.
Как отмечает Качинс, в решении задач по улучшению репутации Америки Хьюз опирается на значительные ресурсы в структуре Госдепартамента, прежде всего «Голос Америки» и информационные и культурные службы, а также соответствующие отделы в посольствах за рубежом. В то же время пока неясно, насколько успешно сама Хьюз сможет преодолеть свой недостаток на этом посту – отсутствие зарубежного опыта, ведь до этого она занималась пиар-деятельностью исключительно на американской почве.