Вчера премьер-министр Израиля Ариэль Шарон вернулся из Нью-Йорка, где принял участие в Мировом саммите, а также провел более десятка встреч с лидерами западных держав и неофициальные переговоры с главами не совсем дружественных государств. «Размежевание с палестинцами и израильское отступление из Газы стали тем фактором, который смягчил отношение к нашей стране в ООН, то есть в той организации, где Израиль никогда не пользовался популярностью», – сказал в беседе с корреспондентом «НГ» Марк Регев, пресс-секретарь израильского МИДа.
Однако от Израиля уже ждут новых уступок. Шарон, выступая перед Генеральной Ассамблеей ООН, подчеркнул, что «Израиль протягивает руку мира палестинцам, однако не поступится ничем, что связано с безопасностью государства». Его речь на иврите была направлена прежде всего слушателям в Израиле, где политический кризис грозит обернуться досрочными выборами.
Во время переговоров с президентом США Бушем Шарон жестко высказался против участия движения ХАМАС в парламентских выборах в Палестинской автономии, намеченных на 26 января будущего года. «Если ХАМАС примет участие в этих выборах, то Израиль воспрепятствует их проведению» – так, согласно появившимся в американской прессе сведениям, высказался Ариэль Шарон. Реакция как руководства Палестинской автономии, так и ХАМАСа не заставила себя долго ждать. Отвечающий за переговоры с Израилем министр Саиб Арикат заявил в ответ: «Пусть израильтяне не суют свой нос в наши выборы». Вместе с тем палестинский министр иностранных дел Насер аль-Кидва признал, что «без помощи со стороны Израиля выборы не состоятся».
Можно предположить, что, говоря о помощи, аль-Кидва имел в виду, в частности, свободу передвижения палестинцев по территориям и возможность беспрепятственного проезда в тех местах, которые находятся под израильском контролем. ХАМАС, в свою очередь, испытывает немалое удовлетворение от такого внимания, оказываемого ему со стороны израильского премьера. Такие высказывания Шарона только играют нам на руку и усиливают наши позиции в палестинском обществе, – отреагировал официальный представитель ХАМАСа.
Его точку зрения разделяет и профессор Тель-Авивского университета Шауль Мишаль. «Шарон преследует одну из двух целей – или столкнуть ХАМАС и Палестинскую администрацию, или заменить руководство автономии представителями ХАМАСа, – сказал он в беседе с корреспондентом «НГ». – Если столкновение между ПА и ХАМАСом неизбежно, то для Израиля лучше, чтобы оно произошло уже сейчас». Но как это ни прозвучит парадоксально, нынешнему руководству Израиля и той политике, которую оно проводит, не так уж невыгоден крах нынешней палестинской власти и смена ее на ХАМАС. В частности, те соглашения, к которым Израиль сумеет прийти, если ему придется вести переговоры с ХАМАСом, а не с Палестинской автономией, гораздо ближе политике израильского правительства, так как эти соглашения будут местными и промежуточными, а не очерчивающими точные окончательные границы и параметры.
«В январе ХАМАС не сменит еще палестинское руководство, однако наберет от 30 до 40% голосов и станет интегральной частью палестинской власти, – говорит Мишаль. – Несмотря на воинственные заявления его вождей, ХАМАС, подобно «Хезболлах» может ненадолго сложить оружие, однако опция возобновления терактов останется, как одна из первых в арсенале этой организации».
ХАМАС был создан в 1987 году шейхом Ахмедом Ясином при активной поддержке израильских властей, надеявшихся противопоставить ХАМАС Организации Освобождения Палестины, во главе которой стоял Ясир Арафат. С тех пор прошло почти двадцать лет. ХАМАС превратился в террористическую организацию, практикующую террор камикадзе. Лидер ХАМАСа шейх Ясин был ликвидирован израильскими ВВС 22 марта прошлого года. В ноябре прошлого года умер Ясир Арафат. Но и сегодня две эти организации продолжают политическую борьбу между собой, которая достигнет апогея в январе во время выборов. Тогда же станет ясно, сумел ли Израиль извлечь пользу из маневрирования.
Иерусалим