Каждые шесть американцев из десяти считают, что США идут по «неправильному пути», и более половины недовольны своим главным «поводырем» – президентом Джорджем Бушем. Однако проблема отчуждения населения дает повод задуматься не только главе американского государства. В Европе и на пространстве бывшего СССР опросы общественного мнения отмечают даже более заметную степень критической оценки властей населением.
По данным последнего исследования, проведенного в США по заказу газеты «Нью-Йорк таймс» и телеканала Си-би-си, лишь 41% американцев высказали свое одобрение деятельности президента Буша и 53% – неодобрение. Для хозяина Белого дома эти показатели повторяют низкие оценки, наблюдавшиеся в период неблагоприятных для его имиджа событий прошлого года, прежде всего связанных с войной в Ираке. Ныне к недовольству ходом дел на берегах Тигра и Евфрата добавились критические оценки поведения властей в связи с катастрофическим ураганом «Катрин». При этом, как показал опрос, 63% американцев «весьма серьезно» считают, что путь, по которому движутся США, неверен.
По оценке экспертов-социологов, подобные показатели говорят о серьезном недоверии американцев к своим властям. Однако подобное положение дел отнюдь не сводится к одной Америке. На других континентах и в других регионах дела обстоят не лучше. По крайней мере так утверждает британская Би-би-си. Согласно сделанному Институтом Гэллапа по заказу этой телерадиовещательной корпорации опросу, в США не доверяют политикам 60% опрошенных, в Европе этот показатель составил 64%, а на пространстве бывшего СССР – даже 75%.
Опрос на тему «Кто правит вашим миром» был проведен Институтом Гэллапа в 68 странах. На вопросы ответили 50 тыс. человек. Меньше половины респондентов (47%) считают, что выборы в их стране можно назвать свободными и справедливыми. В странах же бывшего СССР такой оценки придерживается лишь одна четверть всех опрошенных. Почти так же плохо дело с доверием к выборам обстоит только в Западной Африке. Там этот показатель составляет 24%.
Свои особенности на постсоветском пространстве и в том, кому население доверяет больше, а кому меньше. Например, во всем мире люди меньше всего доверяют политикам (13%), а на постсоветском пространстве – военным и полицейским. В России вооруженным силам и правоохранительным органам доверяют лишь 4% респондентов, а на Украине – 8%.
По данным Института Гэллапа, во всем мире люди больше всего верят религиозным лидерам (33%), следом за ними идут военные и полицейские, а на третьем месте – журналисты.
Есть и еще одна особенность взглядов и настроений людей на постсоветском пространстве: в подавляющем большинстве молодежь верит, что она сможет повлиять на ситуацию. По данным опроса, более двух третей молодых людей до 30 лет в странах бывшего союза считают, что они могут изменить свое будущее.
Хотя опрос проводился авторитетной исследовательской службой и охватил широкий круг стран, его результаты могут быть оспорены скептиками. Хотя бы потому, что для проведения опросов использовался интернет, что, может быть, требует соответствующей корреляции. Кроме того, вне внимания Гэллапа, точнее, его опросных возможностей остались Китай и страны Ближнего Востока. Это связано с действующими там ограничениями на пользование всемирной паутиной. Но все же он дает достаточно серьезную пищу для ума как политикам и государственным деятелям, так и политологам и социологам: дистанция между властью и населением, как бы ее ни измеряли, во многих странах более чем очевидна.