На два дня в германской столице перекрыли движение: во вторник и среду тут проходила неофициальная встреча министров обороны стран – членов НАТО, а также заседание Совета РФ–НАТО. Окна в гостинице «Интерконти», где проходили мероприятия, пришлось закрыть, так как с улицы неслись крики протеста членов организации «Совет мира» и «Врачи против атомной войны». Таким образом, министры смогли спокойно обсудить наиболее актуальные проблемы альянса, в частности его реформирование и операцию в Афганистане, а также отношения с другими государствами. Главным полем словесных баталий стал Афганистан.
А вот широко поданное российскими СМИ «сенсационное» заявление по Украине и Грузии министра обороны Сергея Иванова, прибывшего в Берлин для участия в Совете РФ–НАТО, а также торжествах по случаю 50-летия бундесвера, немецкие СМИ практически не заметили. Напомним, во вторник он заявил, что в случае вступления в НАТО Украины или Грузии Москва пересмотрит свои отношения с этими странами, «причем не только в сфере обороны и безопасности». Как пояснил «НГ» источник в штаб-квартире НАТО в Брюсселе, эти высказывания Иванова, «пользующегося большим уважением» среди натовских коллег, «не стало неожиданностью». «Россия никогда не поддерживала расширение НАТО на восток. Так что ничего драматичного мы не услышали», – сказал источник. По его словам, российские СМИ почему-то сделали акцент именно на проблемах в отношениях РФ с Североатлантическим союзом, на которые указал Иванов (разнящиеся взгляды на постсоветское пространство – Украину и Грузию, события в узбекском Андижане, противоположные позиции по вопросу ратификации адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) и нестыковки в деле борьбы с ОМУ и распространением). Однако в отношениях РФ–НАТО гораздо больше позитивных моментов: сейчас российские специалисты со своими натовскими коллегами участвуют в учениях по ядерной безопасности в Эдинбурге, активно идет работа по Инициативе по сотрудничеству в воздушном пространстве (она предусматривает обмен информацией по гражданскому и военному воздушному движению). В августе этого года благодаря проводившимся ранее российско-натовским тренировкам британские специалисты смогли спасти российский батискаф «Приз», а в начале следующего года российские ВМФ даже присоединятся к операции «Активная попытка» в Средиземноморье. Она направлена на перехват контрабандного оружия и террористов. Собеседник «НГ» подчеркнул, что в отношениях НАТО–РФ «никакого кризиса нет» и в Брюсселе они оцениваются «очень положительно». Словно в подтверждение этому положительные слова звучали вчера на пресс-конференции по итогам встречи Иванова с генсеком НАТО Яапом де Хоопом Схеффером, а также заседания Совета РФ–НАТО.
Иванов предложил альянсу сотрудничество в борьбе с контрабандой наркотиками из Афганистана. Он указал на необходимость совместной работы, выходящей за рамки НАТО, поскольку «северный путь» наркотрафика в Европу проходит далеко за пределами границ стран альянса, а именно, по Таджикистану, Киргизии, Казахстану и России. Эти страны наряду с Арменией и Белоруссией составляют Организацию договора о коллективной безопасности, с которой НАТО и должна сотрудничать в противодействии наркоугрозе.
Афганская тема скорее разъединяла, чем соединяла участников неформальной встречи министров обороны НАТО, которая также проходила в эти дни в Берлине (Иванов на ней по понятным причинам не присутствовал). Речь шла об усилении военного присутствия НАТО в Афганистане, а именно – слиянии возглавляемой альянсом миротворческой миссии ISAF и американской антитеррористической операции «Несгибаемая свобода». Министр обороны США Дональд Рамсфелд призвал европейских коллег к активному участию в борьбе против терроризма и торговли наркотиками в Афганистане. Реакция его немецкого коллеги Петера Штрука была резко отрицательной: смешивать мирное присутствие бундесвера с военными действиями ему не хотелось. Против выступили и министры обороны Франции и Турции.
Пентагон уже давно заявлял о своем намерении будущей весной вывести из Афганистана 4000 солдат. Именно поэтому Рамсфелд настаивает на необходимости расширения полномочий НАТО в этой стране. Ведь вывести американские войска станет возможно только в том случае, если военное присутствие НАТО там будет увеличено.
Министры обороны альянса обсуждали и критерии задействования Сил быстрого реагирования НАТО (СБР) в борьбе с терроризмом. Сейчас в их составе 9 тыс. солдат. В 2006 г. их число увеличится до 21 тыс. Одна из нерешенных проблем – быстрота реакции СБР: до сих пор предполагалось, что это подразделение может быть задействовано в течение 5 дней, но теперь это кажется невыполнимым.
Примечательно, что во вторник депутат бундестага от оппозиционной партии ХДС, военный эксперт Кристиан Шмидт, высказался за слияние ISAF и «Несгибаемой свободы» под единым командованием. По всей видимости, в случае прихода к власти в Германии блока ХДС/ХСС во главе с Ангелой Меркель Рамсфелд сможет приблизиться к реализации своих планов. Возможно, в этом случае Вашингтону удастся добиться согласия на расширение миссии НАТО в Афганистане и от непокорной Франции.
═
Берлин-Москва