В еврейском поселении Нецарим горит синагога. Палестинцы празднуют окончание оккупации.
Фото Reuters
Вчера началась новая эпоха в истории Ближнего Востока. В 7 часов утра командующий дивизией Газы Армии обороны Израиля генерал Авив Кохави в последний раз закрыл ворота того, что когда-то было КПП Кисуфим. «Последние солдаты покинули сектор Газы», – лаконично сказал он. Размежевание завершено.
Вывод войск прошел без особых эксцессов. Сюрпризом стал лишь отказ палестинцев в самый последний момент от участия в публичной церемонии передачи полномочий. «Весь процесс размежевания был односторонним, израильским, – заявил министр палестинского правительства Саиб Арикат. – Нет причин принимать участие в их церемониях нам». Поздней ночью палестинцы и израильтяне встретились без журналистов, и контроль над Газой наконец был передан. «Израиль покинул Газу с высоко поднятой головой», – сказал начальник генерального штаба армии генерал-лейтенант Дан Халуц. По его словам, произошедшее – результат выбора его страны, а флаги Палестинской автономии (ПА) и «террористических организаций» над бывшими еврейскими поселениями не смогут изменить этого факта. Отныне ответственность за безопасность ложится на плечи руководства ПА, и от этой ответственности «она не сможет уклониться».
Как только силы израильской армии двинулись по направлению из Газы, палестинцы хлынули в оставленные районы. Палестинская полиция даже не пыталась воспрепятствовать празднованиям, которые очень быстро переросли в погромы и поджоги всего, что напоминало о почти четырех десятках лет израильского присутствия. Синагоги, которые израильское правительство решило не разрушать, были преданы огню и в некоторых местах перед этим осквернены. Следует напомнить, что палестинские власти заранее предупреждали, что не смогут помешать разрушению и осквернению синагог.
Тем временем глава ПА Абу Мазен сделал недвусмысленное заявление: «Это праздничный день для палестинцев, когда закончилась израильская оккупация Газы, когда мы шаг за шагом возвращаем себе свою землю. Западный берег и Иерусалим – следующие на очереди».
По решению ООН от 1947 года о разделе Палестины на еврейское и арабское государства территория сектора должна была отойти к государству арабскому. Однако в ходе войны за независимость 1948–1949 годов Газа попала под египетскую оккупацию. Египтяне не слишком стремились к созданию палестинского государства и вплоть до 1967 года продолжали оккупировать сектор Газа. В ходе Шестидневной войны в июне 1967 года этой территорией завладел Израиль. «Проклятая земля» – так арабы издавна называли сектор Газа из-за трудностей ведения сельского хозяйства в этих местах. За почти четыре десятка лет эта земля стала одним из наиболее развитых сельскохозяйственных центров Израиля. 9 тысяч поселенцев в почти двадцати поселениях создали цветущие хозяйства, теплицы и плантации. С этим фоном особо контрастировала жизнь почти полутора миллионов палестинцев в лагерях беженцев и нищете.
Плотность населения в Газе – одна из наиболее высоких в мире, и в таких условиях еврейское поселенчество в гуще враждебно настроенного арабского населения было практически обречено на ликвидацию. Даже активные противники размежевания согласны с тем, что рано или поздно Израиль был бы вынужден покинуть Газу. Первая интифада началась в декабре 1987 года именно из Газы. За 38 лет израильского присутствия в секторе погибли 258 израильских солдат и граждан.
Итак, Израиль ушел из Газы. И палестинцы и израильтяне направляют сейчас все усилия на стабилизацию положения после завершения размежевания. Вчера в спонтанных шествиях палестинцев можно было разглядеть не только флаги ПА, но и зеленые флаги ХАМАС, и черные «Исламского джихада». Борьба за «венец победителей» «израильской оккупации», под знаком которой пройдет кампания по выборам в палестинский парламент, назначенным на январь 2006 года, разворачивается уже сейчас.
Военная анархия и критическое положение палестинской экономики после отступления Израиля – все это сулит тяжелые времена палестинскому руководству, и неизвестно, хватит ли сил у Абу Мазена, чтобы воспрепятствовать реализации пессимистичных прогнозов и не допустить исламизации Газы. Доктор Эли Кармон из Института по борьбе с террором при Междисциплинарном центре в Герцлии пессимистичен: «Есть слишком много группировок, заинтересованных в поддержании исламского террора, как в Газе, так и на Западном берегу Иордана, – сказал он в беседе с корреспондентом «НГ». – В их числе «Хезболлах» и Иран. Вряд ли у Абу Мазена хватит сил, в первую очередь внутренних, чтобы пойти на открытую конфронтацию с исламистами перед выборами и разоружить террористические группировки». До выборов ХАМАС сохранит видимость перемирия в Газе, но основной упор в дальнейшем будет сделан им на наращивание террора, полагает эксперт. По мнению Кармона, Израиль, в свою очередь, не имеет права мириться с самыми незначительными актами террора, и только жесткая реакция на каждый из них сумеет остановить палестинцев от дальнейшей эскалации насилия.
По иронии судьбы, политическое выживание как Абу Мазена, так и премьер-министра Израиля Ариэля Шарона зависит от исламского террора. На данный момент рейтинг последнего крайне высок и, несмотря на усилия оппозиции, его шансы сохранить пост расцениваются как весьма неплохие. Но, если размежевание приведет к террору, ни у Абу Мазена, ни тем более у Шарона шансов на сохранение власти нет.
═
Иерусалим