Бенедикт XVI готов заключить православных в свои объятия, но хотят ли они этого?
Фото Reuters
Вчера в рабочей резиденции в Чистом переулке в Москве Патриарх Алексий II встретился с новым послом РФ в Ватикане Николаем Садчиковым. Основной темой разговора стали вопросы взаимоотношений Русской Православной и Римско-Католической Церквей в связи с «униатским вопросом» на Украине.
В эти дни Ватикан также проявил заинтересованность в развитии православно-католического диалога. Впервые со дня своего официального вступления на Святой Престол Бенедикт XVI назвал диалог с Православными Церквами «особо настоятельной задачей» и даже «срочным делом» своего понтификата. Об этом говорится в обнародованном накануне послании, которое наместник Св. Петра направил участникам проходящего в эти дни в итальянском городе Ассизи православно-католического симпозиума, посвященного вопросам литургического единства Церквей и его роли в экуменическом диалоге. В своем обращении Бенедикт XVI выразил надежду на дальнейшее развитие межцерковного диалога «в целях преодоления существующих разногласий».
По мнению аналитиков, смысловым ядром опубликованного обращения могут служить следующие слова Понтифика: «Достижение полного евхаристического единства христиан (совместного причастия и служения Литургии. – «НГ») должно быть целью для всех, кто принадлежит Римско-Католической Церкви». Бенедикт XVI сделал акцент на том, что в современной ситуации именно литургическое единство может стать основой для «полного и зримого» преодоления многовекового раскола. Понтифик признается, что факт отсутствия совместных богослужений делает единство труднодостижимым.
Между тем слова о необходимости активного диалога с православием уже звучали из уст Бенедикта XVI как с момента его избрания на папский престол, так и до его официальной интронизации. Девятый по счету экуменический симпозиум в Ассизи, по сути, призван лишь еще раз подчеркнуть, что такой диалог ведется. Один из организаторов симпозиума председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Вальтер Каспер заявил в интервью Радио Ватикана об улучшении отношений с православными. Положительно оценил перспективы диалога между Ватиканом и Русской Православной Церковью (РПЦ) и глава российских католиков архиепископ Тадеуш Кондрусевич. В качестве наглядного примера он привел недавнее посещение представителями РПЦ богослужения, посвященного освящению католического храма в Петрозаводске. Однако реальное положение дел складывается не так хорошо, как этого хотелось бы Ватикану.
Следует отметить, что заявление Папы Римского о необходимости литургического единства фактически совпало по времени с перенесением кафедры архиепископа украинских греко-католиков (униатов) из ее исторического центра – Львова в традиционно православный Киев. Это событие вызвало негативную реакцию всех без исключения глав Поместных Православных Церквей, и в нынешней ситуации оно абсолютно дезавуирует заявление Понтифика, призвавшего к литургическому единству Восточную и Западную Церкви.
Напомним, что недавно Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, в целом положительно оценив декларируемую Бенедиктом XVI приверженность идее преодоления раскола между Церквами, подчеркнул, что в деле восстановления церковного единства необходимы конкретные шаги со стороны Ватикана, и в частности отказ от миссионерской деятельности Римско-Католической Церкви в отношении традиционно православного населения России. В свете же обострившейся «униатской проблемы» заявления Ватикана о литургическом единстве Церквей как о важнейшем шаге в деле объединения могут быть расценены как очередная декларация приверженности Святого Престола именно «униатскому» пути преодоления раскола. Этот путь сводится к литургическому единству при фактическом вытеснении фундаментального для дела восстановления единства вопроса о главенстве Папы в Церкви.
Положительная оценка, данная главой российских католиков архиепископом Тадеушем Кондрусевичем современному состоянию отношений между Ватиканом и Русской Православной Церковью, полностью отлична от оценки этих отношений со стороны не только православных иерархов, но и православной общественности. Так, в своем обращении к Патриарху Алексию II, датируемом 22 августа нынешнего года, члены Союза православных граждан назвали именование Православной Церкви «Церковью-сестрой» «иезуитским лицемерием» Ватикана, а экуменическое движение, поддерживаемое Римом, и в частности Папой Бенедиктом XVI, – не чем иным, как «способом присоединения всех конфессий к Римскому Престолу», участие в котором Русской Православной Церкви является ошибочным.
Вряд ли подобные заявления из Москвы стоит игнорировать Ватикану – попытка «сидения на двух стульях», сочетание экуменической риторики с деятельной поддержкой «униатской модели объединения Церквей» может привести к одностороннему прекращению участия Русской Православной Церкви в экуменических программах. В таких условиях «особо настоятельная задача», которую провозгласил Бенедикт XVI, вряд ли будет решена.