Лех Валенса – главный герой торжеств.
Фото Reuters
Даже поначалу незначительные события могут изменить исторический ход. Необходима только, как в Польше, сотня-другая решительных докеров во главе с рисковым электриком. Как-то Лех Валенса заявил, что за свою жизнь не прочитал ни одной книги. Наверное, это напраслина. Но то, что он делатель, а не теоретик, неоспоримо. И профессию выбрал по-житейски: электрик Гданьской судоверфи. Там, где 15 тысяч докеров себя в обиду не дадут. С сильным профсоюзом, который «польку-бабочку» плясать с администрацией не станет.
═
Короткое замыкание
═
В июле 1980 года правительство неосмотрительно взвинтило цены на продукты питания. Трудовой люд заволновался. 14 августа объявили бессрочную забастовку и докеры Гданьска. Сначала потребовали лишь две тысячи злотых прибавки к зарплате и «разлучную» надбавку (для тех, кто длительное время работает вдали от дома). Между тем две мощные силы подкрепляли рабочий дух: интеллигенция и костел. Не случайно список требований докеров приобрел вскоре и политический оттенок – отмена привилегий для партаппаратчиков, прекращение преследований за убеждения, свобода слова. Это и были вошедшие в историю демократические требования – «21 постулат». Их и вынуждены были, как писала тогда коммунистическая «Трибуна люду», под «забастовочным пистолетом у виска» выполнять власти.
Подписанные с представителями правительства в Гданьске и Щецине Августовские соглашения предусматривали легализацию независимых профсоюзов, сжатых вскоре в крепкий пролетарский кулак – «Солидарность». В него вошли десять миллионов – каждый третий взрослый поляк. Возглавил «Солидарность» гданьский электрик Лех Валенса.
═
Долгая память
═
С этой августовской даты и ведет родословную польская «Солидарность». На ее нынешний юбилей в Гданьск, Щецин и Варшаву приглашены президенты и премьеры из 30 стран, а также ретро политики: Олбрайт, Гавел, Бжезинский. Несколько особняком – экстравагантный композитор Жан-Мишель Жарр. Хорошо известный в России по грандиозному виртуальному шоу на Воробьевых горах, он и в Гданьске устроил не менее впечатляющее зрелище, прихватив с собой из Парижа 15 тонн пиротехнических средств.
На следующий год торжества, похоже, не уступят нынешним: сейм постановил в честь «Солидарности» 31 августа сделать в Польше праздничным днем. Не исключено, что ЕС примет решение о праздновании Дня солидарности в европейском масштабе.
Да, «Солидарность» в мире знают, знают ее бывшего председателя, а затем президента РП, нобелевского лауреата Леха Валенсу. Европейские и американские гости отдают должное профобъединению, которое «потрясло мир», поспособствовав разрушению железного занавеса, Берлинской стены, расшатав коммунистические устои. Уже есть с чем сравнить: бархатная революция в Чехословакии, революция роз в Грузии, оранжевая на Украине... Однако первая (почти) бескровная победа демократии все же состоялась в Польше.
И потому ее опыт по прошествии четверти века, безусловно, важен для младодемократов из Украины, Грузии, других стран постсоветского пространства. Прибыли, конечно же, в Польшу и Виктор Ющенко, и Михаил Саакашвили, и руководители прибалтийских государств.
Для них и других участников юбилейных торжеств, пожалуй, стала неожиданностью жесткая формулировка гроссмейстера геополитических игр Збигнева Бжезинского: «Застройка демократических зданий из-за рубежа – форма империализма». Иными словами, «экспорт демократии» предосудителен и в принципе неэффективен.
═
Праздник с горечью
═
Позиции «Солидарности» до сих пор в Польше сильны. Стоит какому-либо предприятию или отрасли пожаловаться на низкие заработки, объявив забастовочную готовность, как дело выносят на третейский суд – Всепольскую трехстороннюю комиссию с представителями правительства, работодателей, профсоюзов.
И все же у «Солидарности» есть уязвимая «ахиллесова пята»: безработица. Почти 20%! В опросе ведущей газеты «Речь Посполита» в эти дни 85% поляков пеняли «Солидарности» именно за эту напасть. Не случайно практически все кандидаты в президенты (выборы состоятся 9 октября) обещают лечить докучливую проблему. Хенрика Бохняж, например, предполагает сократить число безработных вдвое – с 3 до 1,5 миллиона человек, повысить заработки.
Отметим, что средняя зарплата в Польше – около 500 долларов в месяц при ценах, сопоставимых с российскими. Кому-то все равно не хватает. Именно в юбилейные дни в Щецине забастовали медсестры, требующие повышения жалованья на 110 долл. И альтернатива у них есть: со вступлением Польши в Европейский союз появилась реальная возможность устроиться на гораздо более оплачиваемую работу в Швеции, Великобритании, Ирландии.
Польские власти вкупе с профсоюзами обеспокоены утечкой вышколенных кадров. Но выход имеется – нанимать восточных соседей. Вскоре в польских больницах вместо традиционного «Як ще Пани (Пан) ма?» услышим «Как вы себя чувствуете?», прогнозировал во время пресс-конференции один из давних деятелей «Солидарности».
═
Россия как фон
═
Российский контекст возникал на торжествах довольно часто. Однако самих гостей из России было на юбилее немного. Точнее, один: правозащитник Сергей Ковалев. Ходили, правда, слухи, что приглашен Михаил Горбачев. Однако в польском МИДе корреспонденту «НГ» эти слухи опровергли. Известно, что отношения между нашими странами в последнее время складываются не лучшим образом. Нормальные же межличностные, человеческие контакты были и будут всегда. Должны быть.
Умудренные житейским опытом хорошо понимают это. «Россия на перепутье! – убеждал на пресс-конференции в Варшаве Лех Валенса. – Нужно не отталкивать ее, а помочь». И уж тем более не следует провоцировать Москву, убеждал Валенса. Отвечая на мой вопрос, возможна ли трансформация нынешних российских профсоюзов в истинно народное, массовое, независимое движение типа «Солидарности», Валенса рассудил философски: «Все возможно. Пути Господни неисповедимы».
═
Гданьск–Варшава