Досрочные выборы в бундестаг, назначенных на 18 сентября, могут уже второй раз за 15 лет истории объединенной Германии привести к внутриполитической смене вех, которая не обойдется без перестановки акцентов в ее подходах к международным делам. Между тем «семилетка» пребывания Шрёдера у власти отмечена прежде всего утверждением авторитета и роли Германии в европейской и мировой политике. Даже его политические оппоненты признают, что его правительство «использовало вакуум, возникший после окончания холодной войны, чтобы обеспечить Германии новую внешнеполитическую свободу действий». И они же уже не отрицают, что канцлер Шрёдер, ревизовавший в национальных интересах давний принцип внешнего курса ФРГ всегда и во всем непременно следовать Вашингтону, «спас немцев» от войны в Ираке.
Особое место в его внешней политике заняли отношения с Россией. Хотя политические оппоненты Шрёдера часто обвиняют его в «попрании принципов», отказе «ради дружбы с Путиным» от критики действий Кремля, именно канцлер и Германия получили наиболее зримые преимущества от своей российской политики.
Во-первых, курс Шрёдера на интенсивное развитие политического, экономического и иного партнерства с Россией принес симпатии к Германии большинства российских граждан, придвинул к финалу процесс примирения между двумя народами. Свидетельство тому участие Шрёдера в торжествах по случаю 60-летия Победы вместе с другими лидерами.
Во-вторых, отношения с Россией содействовали укреплению суверенитета Германии в ее внешней политике, а следовательно, положения в Европе и мире. Одним из поворотных моментов этого процесса был отказ Шрёдера (вместе с Францией) от поддержки войны в Ираке. Аналогичная российская позиция была серьезной «тыловой опорой» для Шрёдера, а возникшая франко-германо-российская «тройка» помогла избежать Берлину изоляции не только со стороны Вашингтона, но и европейских столиц.
В-третьих, Шрёдер получил прямую российскую поддержку германского участия в международных акциях. Впервые после войны бундесверу был обеспечен транзит и снабжение через российскую территорию для немецкого контингента, участвующего в миротворческой миссии в Афганистане.
В-четвертых, благодаря тесным контактам с Кремлем Германия стала восприниматься в Европе как страна, имеющая реальное влияние на Россию. Телефонный разговор Шрёдера с Путиным в дни оранжевой революции на Украине сыграл существенную роль в урегулировании кризиса и спаде напряженности между Москвой и Киевом.
В-пятых, Россия открыла перед немцами по-настоящему перспективный внешний рынок. А это особенно важно в условиях кризиса и стагнации производства. Деятельность немецких фирм и их постоянно расширяющийся импорт пользуются в России благоприятным отношением. Это позволяет немцам легче, чем другим, решать возникающие проблемы, в том числе на высоком уровне.
В-шестых, Германия получила гарантированное и устойчивое энергоснабжение. В настоящее время российские поставки покрывают 37% ее потребностей в природном газе. Поскольку спрос на него растет, Шрёдер обеспечил одну из важнейших предпосылок развития германской экономики.
В-седьмых, Шрёдер может рассчитывать на российскую поддержку действиям Берлина в международных делах. Это касается, например, урегулирования ситуации вокруг ядерной программы Ирана. Кроме того, немцам гарантирована поддержка Москвой стремления Берлина получить место постоянного члена СБ ООН.
Наконец, личная дружба Путина и Шрёдера помогла канцлеру удочерить российскую девочку, принесшую, по его словам, счастье его семье.
Что же может ожидать Ангела Меркель от отношений с Россией, если волею германских избирателей ей доведется возглавить новое федеральное правительство? Вероятно, ее личные отношения с Путиным будут иными. Вместе с тем Меркель достанется большой задел, реально имеющийся в двусторонних отношениях. Ей гарантировано энергоснабжение из России, без которого в Германии не обойтись при планах экономического роста. Поскольку Меркель, как и Шрёдер, хотела бы видеть свою страну постоянным членом СБ ООН, она получит российский голос «за» при решении эго вопроса. Остальное будет зависеть от ее конкретной политики.
Прибыль Германии от сотрудничества с Россией
Год |
Статья дохода |
Сумма(млрд. долл.) |
Пояснение |
Ежегодно |
Экспорт в Россию |
15–20 |
По данным германской статистики (российские цифры примерно в два раза ниже, что объясняется разницей учетной политики) |
Ежегодно |
Ежегодный доход от инвестиций в российскую экономику |
2 |
Данная цифра является оценочной. По информации министра экономического развития и торговли РФ Германа Грефа, три четверти предприятий с иностранным капиталом получают в России доход свыше 20%. Сумма немецких инвестиций в экономику РФ составила свыше 9 млрд. долл. |
2005 |
Досрочное погашение внешнего долга |
6,5 |
Ежегодно Германия, как крупнейший кредитор России, получает проценты. Точная их сумма неизвестна, но с учетом того, что сумма долга составляет на сегодня около 20 млрд. долл., выплаты по процентам могут достигать миллиардных величин |